logo
исследования

21.Концепция причинности в маркетинге. Причинно-следственные связи.

Для того чтобы сделать вывод о наличии причинно-следственной зависимости, необходимо наличие 3 условий:

* сопутствующая вариация;

* порядок наступлений событий во времени;

* исключение других возможных причинных факторов.

Сопутствующая вариация – степень совместного наступления либо совместной вариации события-причины Х и события-следствия У, которая характеризуется исходной гипотезой о наличии причинной связи. Свидетельства наблюдения этого условия может быть как качественными, так и количественными.

Порядок наступления событий во времени:

* событие-причина должно произойти до или одновременно с событием-следствием;

* следствие не может быть вызвано причиной, наступившей после самого следствия;

* каждое из событий в причинно-следственной связи может быть одновременно причиной и следствием другого события.

Отсутствие других возможных причинных факторов означает, что фактор должен быть единственным.

При проведении эксперимента необходимо:

*контролировать влияние некоторых других причинных факторов;

*уравновесить влияние некоторых неконтролируемых факторов таким образом, что лишь их случайные колебания будут сказываться на результатах эксперимента.

Вывод: события должны происходить в следующем порядке; причина должна быть статистически связана с эффектом; альтернативные объяснения долны быть сведены к минимуму.