logo
текст 16 консп лекц МЕТОДОЛОГИЯ

Глава 1. Общие сведения о методологии научного познания

Вернёмся к методологии познания. Ф.Бэкон срав­нивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Как сказал поэт (А.С. Пушкин): "О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!" Гомо сапиенс - человек разумный. В природе человека открывать для себя что-то новое.

иногда бывает, выпадает человеку счастье (или даёт Б-г) сделать открытие, изобретение, которое до него никто, никто (!) в мире не делал. Пусть это не столь эпохальные вещи, не теория относительности и не теория, скажем, эволюции, но остаётся в памяти на всю жизнь. Я сам помню, как, будучи дипломником, был горд, когда по предложению Васильевых (своего консультанта по дипломному проектированию, известного изобретателя, основоположника автоматизации на нашей кафедре) оформлял заявку на своё изобретение. Это чувство гордости появляется буквально у каждого, кому Б-г что то ночью на ушко нашептал. Потом было много авторских свидетельств, патентов, но это незабываемо как первая любовь.

Установлено, что если раньше скорость развития техники (Т) опережала скорость развития науки (Н), то есть было:

dT/ dt > dН/ dt (открытия науки давали бурный рост развитию техники и производства в этой области), то теперь наблюдается обратное:

dT/ dt < dН/ dt (для развития техники и производства требуется опережающее развитие науки).

4. Что нужно для совершения открытий и изобретений: (на доске)

- очень хотеть (это первично! Самоучка д.Коля может вдруг сделать из сенокосилки вертолёт);

- иметь знания, владеть методами. Этот компонент (его разделы) имеет самостоятельное значение. В частности, надо уметь обрабатывать результаты вне зависимости от того, имеют результаты научное или техническое значение. Тогда не обладая талантами, интуицией д.Коли можно делать интересные вещи.

По широте применимости: всеобщие, общенаучные и частнонаучные Из общефилософских методов познания известны два: диалектический и метафизический на доске - общая схема!

Рис. 1.1 Уровни и методы научного познания

Известна и такая систематизация общенаучных методов исследования:

1. Исторический.

2. Монографический. ("метод анализа", моё).