logo
текст 16 консп лекц МЕТОДОЛОГИЯ

7. Экспериментальный.

8. Технико-математический. (симплексные, распределительные, игровые, сетевые и др.)

9. Комплексно-программно-целевой.

10. Социологический.

Я бы отдельно выделил ещё один, точнее одну (11-ую) группу методов - ЭВРИСТИЧЕСКИЕ:

- экспертных оценок ,

- морфологического анализа (связанный с формой, структурой), принципы: аналогии, адаптации (приноравливания), дифференциации, интеграции, динамизации, инверсии (переворачивания, перестановки), идеализации

- мозгового штурма (Осборн, США),

- "синектики" (не путать с синергетикой, совмещ.разнор. элементов),

- функционального анализа (Колер, ФРГ),

- алгоритмы решения изобретательских задач (Альтшуллер)

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, опи­сание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседо­вание, тестирование, эксперимент), другие - только на теоретическом (аксиомати­ческий, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), абстрагирование, идеализация, формализация, общелогические методы (анализ, син­тез, индукцию, дедукцию, аналогию). Но есть и такие методы (например, моделирование), которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне.

Результат эмпирического научного познания - формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. не следует, однако, отрывать их один от другого

Направление теоретичес­кого познания: проблема - гипотеза - теория.

Проблема — это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

Различают проблемы неразвитые и развитые

Гипотеза — это выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности невпол­не доказанное предположение, предсказание, суждение, основанное на опытных данных, наблюдениях, догадках.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опро­вергнута. Для этого она должна обладать свойствами: фальсифицируемости и верифицируемости.

Фальсификация - про­цедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Это означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. Опровергнуть гипотезу могут не результаты экс­перимента, а созданная на их основе альтернативная гипотеза или теория.

Верификация - процесс установ­ления истинности гипотезы или теории в результате их эмпи­рической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо вери­фицированных фактов.

Теория — это логически обобщенное знание, концептуаль­ная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

7. тема - Понятия об активном и пассивном эксперименте - здесь всё просто (примеры)

8. тема - Измерения. Средства и способы измерения

9. тема - Поиск научной информации, понятия об аналогах, прототипе

Источники научных знаний: 80-90% - обработка информации, 10-20% - исследования. (Современные фирмы)

10. тема - Внедрение результатов научных исследований. Понятие о рационализации, изобретательстве, ноу-хау

Гражданский кодекс Р. Ф. часть четвертая 18 декабря 2006 года: Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации