logo
Актуальные проблемы современной социальной психологии / литература / Аронсон Общественное животное

2Мэ - средняя оценка по экспериментальной группе, Мк — усредненная оценка по всем контрольным группам, f — критерий Фишера, р — уровень значимости различий. — Примеч.Ред.)

'Пять групп субъектов (всего 19 человек) смотрели «Ангелов Чарли». Не смотрели эту передачу, но были опрошены во время ее трансляции 3 группы студентов, и средняя оценка по этой категории испытуемых была 4,31. В период, предшествующий показу «Ангелов Чарли», смотрели другую передачу и были опрошены 8 групп испытуемых, и среднее по этим группам составило 4,08. Для двенадцати групп, которые были опрошены в тот же период, но вообще не смотрели телевизор, среднее значение оценки привлекательности объекта составило 3,82.

Обсуждение

Результаты исследования 1 полностью соответствовали предполагаемым; они показали относительно низкие оценки внешности обычной девушки субъектами, которые смотрели по телевизору на очень привлекательных женщин. Тем не менее, поскольку субъекты не случайно оказались в условиях, в которых они находились, наши результаты могут интерпретироваться по-разному. Во-первых, зрители «Ангелов Чарли» могли быть более негативны в своей оценке объекта из-за того, что опрос делался непосредственно в процессе просмотра передачи, где участвовали очень красивые женщины. Во-вторых, эффект можно объяснить тем, что эти телезрители, как правило, выбирают такие передачи, в которых показывают очень привлекательных женщин. Обе такие возможности соответствовали бы нашей гипотезе. Однако есть третий вариант. Возможно, зрители «Ангелов Чарли» вообще отличаются тем, что склонны более негативно оценивать женщин. Хотя у нас нет доказательств, что именно с этим связаны результаты опыта, такое объяснение нам представляется вполне обоснованным.

Исследование 2 выполнялось с целью более точной проверки нашей гипотезы путем варьирования условий предъявления стимулов (красивых женщин, демонстрируемых масс-медиа).

ИССЛЕДОВАНИЕ 2

Метод

Субъекты. Испытуемыми были 48 юношей, студентов последнего курса Государственного университета штата Монтана, изучающих основы психологии, которые участвовали в исследовании небольшими группами от 3 до 5 человек.

Процедура проведения опыта. Субъекты прибыли для участия в эксперименте, представленном как «исследование личности», и им было сказано следующее:

Это исследование того, как складывается первое впечатление. Нам интересно определить, как много можно сказать о человеке после короткой встречи или просто увидев его где-то. Многие считают, что кое-что можно сказать даже и по лицу человека. Предполагается, например, что мы можем определить, честный это человек или нет, социабильный или нет, по его глазам или его рту. Реклама, книги и журналы часто используют определенные типы лиц для того, чтобы представить публике некие шаблонные образы — интеллигентного ученого, перегруженной работой домохозяйки, преданного своему делу бизнесмена, веселой и счастливой юной модели и т. д. Готовя это исследование, мы провели серьезные психологические тесты и интервью с группой студентов, опросив также некоторых их друзей и знакомых. Мы сделали личностное описание каждого их этих людей. Вы увидите только фотографию из ежегодника, и ваша задача будет заключаться в том, чтобы просто описать свое первое впечатление и сказать, что, на ваш взгляд, представляет из себя этот человек. Возможно, вы почувствуете, что вам не хватает информации для того, чтобы дать ему всестороннюю оценку, но все-таки постарайтесь кое о чем догадаться, поскольку нас интересует, насколько правильными могут быть такие впечатления.

В соответствии с этим субъекты были проинструктированы не переговариваться между собой и не общаться невербальными способами, поскольку для проведения подобного опыта необходимы абсолютно независимые суждения. Размещение сидячих мест было организовано таким образом, чтобы испытуемые не могли видеть письменные ответы друг друга. Для экспериментальной группы во время вербального инструктирования показывался черно-белый слайд с изображением привлекательной женщины из журнальной рекламы, и экспериментатор указывал на это изображение (как бы иллюстрируя инструкцию примером) как на «юную модель».

Контрольная группа прослушала те же самые инструкции, но им не показывали журнальную рекламу. Далее всем субъектам продемонстрировали слайд с изображением девушки средней привлекательности (тот же, что и в исследовании 1) и предложили заполнить листок «оценки личности». Оценочная форма содержала несколько биполярных шкал (симпатичная — несимпатичная, умная — глупая, вежливая — грубая, эгоистичная — альтруистка, ласковая — холодная, искренняя — неискренняя, ответственная — безответственная, красивая — безобразная, добрая — жестокая). Оценка женщины-объекта по пункту красивая — некрасивая представляла собой главную зависимую переменную. Предполагалось, что сразу после показа тестируемым субъектам рекламной фотографии внешние данные девушки-объекта получат значительно более низкую оценку.

'То есть в оценочных шкалах возрастание оценки соответствовало усилению негативной характеристики. — Примеч. ред.

Результаты

Как и предполагалось, рейтинги девушки-объекта показали, что ее внешние данные были оценены значительно ниже теми субъектами, которым показывали рекламу (F(l,46) = 7,10, р < 0,01. Средняя оценка для экспериментальной группы составила 4,41, а для контрольной 3,52 (более высокая оценка означала, что женщина рассматривается как менее красивая).4

Эти результаты согласуются с итогами первого исследования и не могут объясняться просто вкусами субъектов.

ИССЛЕДОВАНИЕ 3

Первые два исследования были выполнены для изучения непрямого влияния сопутствующих обстоятельств, т. е. предъявленных до теста стимулов, на суждения о привлекательности объекта. Они показали, что когда субъектам предварительно предъявляют образы очень красивых женщин (из масс-медиа), это может послужить причиной заниженных оценок женщины средней привлекательности. Третье исследование проводилось для дополнительной проверки результатов первых двух исследований, а также для изучения более прямого воздействия неформального социального влияния (Deutsch and Gerard, 1955) на суждения о привлекательности. Нам часто приходится выслушивать оценки, которые наше окружение дает представителям противоположного пола, и некоторые классические социальнопсихологические факты свидетельствуют, что суждения окружающих нас людей могут повлиять на оценки даже какой-то «объективной» реальности (например, Asch. 1951; Crutchfield, 1955; Sherif, 1935). Учитывая важность суждений о привлекательности для межличностных отношений, интересно понять, действует ли этот классический эффект в данной сфере.

Представляет интерес также вопрос, могут ли повлиять ненароком высказанные оценки окружения на суждения людей о других индивидах, когда нет прямого обсуждения и оценивания последних, т. е. могут ли мнения окружающих изменить какие-то общие идеалы и понятия, и это послужит причиной того, что человек начнет в целом иначе оценивать людей.

И наконец, в третьем исследовании испытуемыми стали не только мужчины, но и женщины. Поскольку было обнаружено, что суждения о физической привлекательности влияют на межличностное поведение, когда речь идет о представителях не только противоположного, но и того же самого пола (см.: Berscheid and Walster, 1974), представлялось интересным узнать, применимы ли наши выводы к оценкам представителей того же пола.

Метод

Субъекты. Испытуемыми были 98 старшекурсников (49 юношей, 49 девушек), изучающих вводный курс психологии в Государственном университете штата Монтана, которые участвовали в исследовании группами от 2 до 7 человек. Один субъект был исключен из числа участников, т. к. он с недоверием относился к студентам, помогавшим исследователям.

Процедура проведения исследования. Студентов, прибывших для эксперимента под названием «предварительные стимулы», приглашали в небольшую комнату, в которой стояло несколько стульев и проектор для просмотра слайдов. В половине опытов два молодых человека, помогавшие исследователям, играли роль испытуемых и сидели вместе в заднем ряду; всего было 2 ряда по пять стульев. Экспериментатор объяснял условия:

Как указано в наших информационных листках, мы заинтересованы в том, чтобы вы помогли нам провести предварительную оценку нескольких объектов-стимулов. Это важно для эксперимента, который мы собираемся провести в начале следующего семестра. Цель эксперимента заключается в том, чтобы посмотреть, насколько хорошо люди могут оценить личность, имея очень небольшую информацию. Мы будем показывать слайд, на котором можно видеть только лицо человека, и попросим дать оценку личности человека в целом. Ранее мы обнаружили, что на эти суждения часто оказывают влияния другие, посторонние факторы, так что мы просим вас высказывать по возможности объективные суждения, чтобы мы могли проконтролировать эти посторонние факторы в следующем семестре. Итак, по первым шести слайдам вы будете оценивать физическую привлекательность каждого показанного вам лица.

Предварительные стимулы. Испытуемым выдавали бланк, содержащий шесть 9-балльных шкал, причем 1 балл означал «очень непривлекательная», а 9 баллов, соответственно, «очень привлекательная». Затем субъектов попросили внимательно разглядывать каждый слайд в течение 40 секунд, затем экран станет пустым, и это будет для них сигналом выносить свое суждение. Во всех случаях слайды под номерами 2,3 и 5 были постоянными. На этих слайдах — черно-белые фотографические изображения девушек, внешность которых расценивалась как «обыкновенная» (Kenrick and Guttierres, запись 1). Половина субъектов увидела под номерами 1, 4 и 6 очень красивых девушек, в то время как другая половина увидела под этими номерами весьма непривлекательные образы. Привлекательные и непривлекательные изображения также представляли собой фотографии из ежегодника, отобранные таким же образом, что и фотографии (слайды) девушек со «средней» внешностью.

Комментарии помощников. Половина людей каждой группы слышала свои комментарии «помощников» относительно третьего и пятого (средняя внешность) слайдов. Эти комментарии были негативными (например, высказывание «Что за рожа!», невербальные жесты, показывающие неудовольствие) в группах, где на 1, 4 и 6 слайдах показывались очень привлекательные образцы, и позитивными (например, высказывание «Что за лапочка!», невербальные знаки удовольствия от привлекательности девушки) в группах, где на 1, 4 и 6 слайдах предъявлялись непривлекательные изображения. После того как показывали слайд 5, экспериментатор упоминал, что комментарии могут повлиять на других людей в комнате, и просил субъектов воздерживаться от любых комментариев относительно объектов-стимулов. (В контрольных группах об этом просили перед тем, как показать слайд 10.)

Объект. После того как показывали слайд 6, субъектам говорили, что следующий слайд нужно будет «оценивать в более широком плане». Вручался лист бумаги, на котором испытуемые видели предложение выбрать один из семи вариантов суждений от «я бы очень хотел назначить свидание этой девушке» до «я считаю, что эта девушка слишком непривлекательная, чтобы хотелось с ней встретиться». Испытуемым-девушкам было сказано, что они должны оценить девушку на слайде как потенциальный объект свидания для их приятеля. Это последнее изображение отбиралось точно так же, как другие «средние» слайды (2,3 и 5), и было, подобно им, показано всем субъектам в одной закрепленной функции.5

Затем всех субъектов попросили подробно рассказать о том, как они поработали, и проверили, не возникало ли у субъектов каких-либо подозрений. Все сообщили, что хорошо слышали комментарии «помощников» (когда эти комментарии делались), и многие в частной беседе говорили, что комментарии «помощников» казались им неприятными и оскорбительными, и что они не считают, что эти высказывания могли повлиять на них. Тем не менее, как и предполагалось заранее, другие юноши в некоторых случаях во время этой серии экспериментов спонтанно высказывали согласие с комментариями «помощников». Поэтому в качестве единицы анализа данных была принята группа (т. е. данные по группе усреднялись. — Примеч. ред.).

'Хотя эта фотография (слайд) не оценивалась в данном опыте по физической привлекательности (как другие фотографии девушек обычной внешности), в эксперименте следующего академического года (участвовало 66 старшекурсников — 34 юноши и 32 девушки) мы просили оценивать эту фотографию по 7-балльной шкале, как и в предыдущих двух исследованиях (1 — очень непривлекательная, 4. — обычная внешность, 7 — очень привлекательная). Средняя оценка для этой группы составила 4,42. Следует заметить, что полученные данные отличались от рейтингов желанности девушки как объекта для свидания. Оценка также осуществлялась по 7-балльной шкале, и средний по группе показатель составил, для сравнения, 3,58.

Предварительные соображения

1. Предполагалось, что предварительная демонстрация привлекательных женщин-стимулов приведет к снижению показателей желанности как объекта для свидания девушек-объектов оценки.

2. Кроме того, ожидалось, что на оценку субъектами физической привлекательности девушек на слайдах 3 и 5 (изображения девушек «обычной» внешности, по поводу которых делались комментарии) будут оказывать влияние комментарии «помощников». Предполагалось, что оценки внешности «средних» девушек будут более низкими в тех группах, где изображения на слайдах 1, 4 и 6 были очень привлекательными, а по поводу этих «средних» делались негативные комментарии; и более высокими в тех случаях, когда показывали непривлекательные слайды, а комментарии по поводу девушек «средней» внешности были положительными. Это показало бы взаимодействие между комментариями «помощников» и фактором привлекательности.

В дополнение скажем, что нам было интересно, усилят ли напрямую комментарии «помощников» влияние предварительно показанных стимулов на оценки последнего из показанных слайдов с изображением девушки-объекта (т. е. при повышении «планки» в случаях показа привлекательных женщин, и наоборот). Это демонстрировало бы также результат взаимодействия, как указывалось в предварительных соображениях 2.

Результаты

Контроль проделанной работы. Сравнения привлекательных и непривлекательных слайдов в позициях 1, 4 и 6 показали существенные различия выше уровня значимости 0,001 в каждом случае. Средние оценки трех привлекательных слайдов были 7,00,7,74 и 7,82 для привлекательных изображений и 4,24, 3,26 и 2,36 для непривлекательных, соответственно. С учетом воздействия независимых переменных (рассматривается ниже) общие средние оценки слайдов 2, 3 и 5 (постоянные слайды в сериях) были 5,18,5,00 и 5,51, соответственно.

Пол субъекта. Прежде чем изучить полученные данные, используя среднюю оценку группы как единицу исследования, были рассмотрены данные, полученные при разделении групп по половому признаку. Это исследование показало, что пол субъекта не оказывал существенного влияния на любую из зависимых переменных, за исключением оценок слайда 5, по поводу которого было отмечено наиболее значительное влияние пола субъекта, F(l,29) = 8,26, р < 0,01. Девушки, по сравнению с юношами, оценили этот слайд как более привлекательный (средняя оценка объекта девушками 5,91, а юношами 5,19).

Основной анализ. Оценки девушки-объекта на предмет ее «желанное™ в качестве объекта возможного свидания» подтвердили предполагаемое прямое воздействие предварительного показа стимулов (Р), F(l,14) = 15,01, р < 0,002. Как и предполагалось, учитывая более ранние результаты, субъекты, которым предварительно показали слайды с изображением очень привлекательных женщин, дали значительно более низкие оценки желанности встречи с девушкой-объектом (см. табл. 12.1). Как говорится в разделе предварительных замечаний (см. выше), если бы существовало значимое взаимодействие предварительно показанных стимулов и комментариев «помощников» (С), эти комментарии еще больше бы усилили контраст, которому уже способствовал предварительный показ стимулов. Критерий F при анализе взаимодействия был меньше, чем 1, таким образом, данные не подтвердили предположения исследователей. Прямое воздействие С было также незначительным, F(l,14) = 1,51.

Таблица 12.1

Влияние привлекательности стимулов и комментариев «помощников» на оценки предварительно показанных стимулов и женщины-объекта.

Исследование 3

Привлекательность предварительно показанных стимулов

Привлекательная

Непривлекательная

Оцениваемый объект

Комментарии

Контроль «помощников

Комментарии

»

Контроль «помощников»

Слайд За

4,63

5,08

6,04

5,00

Слайд 5а

4,30

5,02

6,96

6,08

Девушка-объект6

4,33

4,16

3,34

2,78

а — Большее числовое значение соответствует более позитивной оценке внешности женщины по 9-балльной шкале, б — Большее числовое значение соответствует меньшей желанности девушки как объекта для свидания по 7-балльной шкале.

Показанные предварительно стимулы и комментарии «помощников». Что касается слайдов, относительно которых «помощники» высказывали свои комментарии, оценки были, как и предсказывалось, более низкими в группах, где предварительно показывали привлекательных женщин (и делались негативные комментарии в адрес девушек-объектов), и более высокими в случаях, когда предварительно показывали непривлекательные слайды и делались положительные комментарии о «средних» девушках. При этом наблюдалось значительное Р х С взаимодействие в отношении слайда 5: F (1,14) = 4,66, р < 0,05 и менее значительное — в отношении слайда 3: F( 1,14) = 4,4 1, р < 0,06 (см. табл. 12.1). Кроме того, было отмечено довольно значительное воздействие предварительно показанных стимулов на оценку слайда 5, F(l,14) = 25,50, р < 0,001, та же тенденция и относительно слайда 3, F (1,14) = 3,91, р < 0,07, что указывает на относительно низкие оценки объектов в случае предварительного показа очень привлекательных стимулов6,7.

"Поскольку не обнаружено влияния комментариев «помощников» (С), неудивительно, что все значения критерия F были меньше 1 как для слайда 3, так и для слайда 5.

ИТОГОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования 3, как и результаты первых двух исследований, подтвердили существование феномена влияния контраста на суждения о физической привлекательности объекта.

Этот эффект был отмечен несмотря на то, что привлекательные стимулы в первых двух исследованиях были взяты совершенно из другой среды, чем та среда, к которой принадлежала женщина-объект. Хотя красота женщин из рекламы или телевизионных шоу и может восприниматься как что-то не слишком реальное, это не приводит к снятию эффекта контраста при оценке внешности объекта. Не нашло подтверждения и предположение о прямом проявлении в подобной ситуации классических вариантов «условного рефлекса» (т. е. что «подкрепление» сочетанием в одной серии опытов привлекательных и «средних» фотографий автоматически скажется на повышении оценки последних). Этот результат, соответствуя и другим полученным данным, дает возможность предположить, что генерализация эмоциональных реакций в отношении привлекательных объектов на менее привлекательные на самом деле происходит нечасто, поскольку берут верх другие (например, когнитивные) факторы (Kenrick and Johnson, 1979).

Возможные выводы

Влияние средств массовой информации (the *Farrah factor*) .7 Настоящие результаты вполне согласуются с предположением, что на наши первые впечатления от потенциальных интимных партнеров могут отрицательно влиять другие впечатления: например, если случится, что незадолго до этой встречи (или одновременно) мы увидели какую-то рекламу, фотографию в журнале, телевизионное шоу или кинофильм с изображением чрезвычайно привлекательных женщин (или, соответственно, мужчин ). Авторы ранее получили результаты, аналогичные тем, которые приводятся здесь, используя фотографии-стимулы, отобранные наугад из рекламы или популярных журналов. Полученные результаты указывают, и это неудивительно, что женщины, которых демонстрируют нам средства массовой информации, на самом деле отбираются по принципу их редкой физической привлекательности.