logo
лекции по моде

Аналитические методы решения оптимизационных задач

Для реализации аналитических методов целевая функция должна быть задана аналитически. Аналитические методы могут использоваться для решения однофакторных и многофакторных задач.

  1. Однофакторные задачи. Пусть целевая функция зависит от единственного аргумента. Для поиска ее экстремума (скажем, минимума) используем известные приемы математического анализа. Достаточно взять производную функции и приравнять ее к нулю, а затем решить полученное уравнение. Для определения типа экстремума (минимум, максимум или точка перегиба) потребуется также взять вторую производную. Знак второй производной указывает на тип экстремума: положительное значение говорит о том, что найден минимум, отрицательное – максимум функции.

y = f (x) → min

y = 2x2 + 4x – 8 → min

y'=0 4x + 4 = 0

x = -1

y''Є(- ∞; +∞ ) y'' = 0 – точка перегиба

y'' < 0 – максимум функции

y'' > 0 – минимум функции.

Аналитический метод для однофакторных задач предъявляет высокие требования к целевой функции: она должна быть задана аналитически и иметь 1-ю и 2-ю производные. В этом случае поиск решения осуществляется методами математического анализа.

  1. Многофакторные задачи.

В многофакторных задачах целевая функция зависит от двух и более аргументов.

F(x1, x2, …, xn) – функция нескольких переменных (≥2). Пусть, например, аналитическое выражение целевой функции имеет следующий вид:

у = 2х12 + 3х22 + 4х1 + 5х2 – 16.

1 + 4 = 0

2 + 5 = 0.

Для решения воспользуемся методами математического анализа применительно к функции нескольких переменных. Возьмем частные производные по каждому аргументу и приравняем их к нулю. Получим систему уравнений, решая которую определим условия экстремума целевой функции.

Аналитические методы для решения многофакторных задач так же используются крайне редко, т.к.: функция должна быть задана аналитически (иметь 1-ю и 2-ю производные); в ходе решения задачи можно прийти к системе нелинейных уравнений, которую придется решать численными, приближёнными методами.