1. Описание факторов рынка подержанных автомобилей
Аудиторская компания Pricewaterhouse Coopers несколько лет подряд регулярно представляет доклады о состоянии дел на автомобильном рынке России: подводит итоги и даёт собственный прогноз. В этом году PwC впервые уделила пристальное внимание продажам подержанных машин, ведь дальше не замечать этот растущий сектор уже нельзя. В 2013-м на вторичке было реализовано 5,6 млн. автомобилей -- на 4% больше, чем в 2012-м. По числу регистраций бэушные легковушки опережают новые машины вдвое, и рост совершенно точно продолжится.
Так называемых драйверов роста на рынке бэушных машин -- хоть отбавляй. Производители запустили спецпрограммы и теперь дают дополнительные гарантии (примерами могут служить Mercedes-Benz StarClass, BMW Premium Selection, Audi с пробегом :plus, Jaguar Selected, Skoda Plus). Крупные дилеры создали подразделения, специализирующиеся на перепродажах (BlueFish, Major Expert). Постепенно набирает популярность трейд-ин. Банки принялись предлагать кредиты под автомобили с пробегом. Пышным цветом вторичный рынок цветёт в Интернете, который теперь считается ключевым источником информации о подержанных машинах. Кроме того, всё большую роль в секторе начинают играть корпоративные парки, которым нужно продать автомобили, номинально отработавшие срок.
Наиболее ликвидными среди секонд-хенда остаются автомобили в возрасте до пяти лет. Их доля постепенно увеличивается и составляет 27% в общем объёме автопарка России (в Москве -- 50,4%). Соответственно, у регионов, обладающих такой «молодой вторичкой», имеется наибольший потенциал роста. Лидирует, конечно же, Центральный федеральный округ со столицей во главе. Другие стараются догонять (в Татарстане «допятилетки» составляют 45,2% рынка, в Питере -- 44,6%, в Самарской области и Пермском крае -- более 41%), но Москва непобедима -- это крупнейший в стране рынок старых и новых автомобилей.
В российской столице 87% автомобильного секонд-хенда -- иномарки. Официальные дилеры контролируют около 27% вторичного рынка (в России -- лишь 4%), и их экспансия продолжается. Преимуществом обладают те, кто способен собрать под одной крышей максимальное количество подержанных машин. По брендам ситуация следующая: первое место в Москве занимает продукция АвтоВАЗа (доля 10,6%), второе -- Ford (6,1%), третье делят Nissan и Toyota (по 5,9%). Далее в топ-10 следуют BMW (5,8%), Mercedes-Benz (5,4%), Volkswagen (5,3%), Mitsubishi (4,3%), Hyundai (4,3%) и Kia (3,6%).
В прошлом году в столице было продано около 500 тысяч автомобилей с пробегом, а зарегистрировано 290 000 бэушных машин. Это говорит о том, что почти половина перепроданных легковушек отправилась в область и другие регионы. Всё дело в московских ценах, широте ассортимента, высокой конкуренции (у дилеров больше возможностей дать хорошие скидки), что и привлекает перекупщиков. Изменений в этом круговороте ожидать вряд ли стоит. Прогноз PwC по «пробежному рынку» на 2014 год такой: количество регистраций стабилизируется на нынешней отметке, доля дилеров на вторичке в Москве вырастет до 30%, в России -- до 5%.
А что же новые автомобили? Выиграть бой у секонда им пока не светит. По подсчётам аналитиков PwC, в этом году российский авторынок упадёт на 3% - до 2,5 млн. машин. Хуже других придётся продавцам импортируемых новых легковушек: их объёмы просядут на 12% (сейчас это ниша примерно в 10 тысяч машин, преимущественно японских). Отечественный автопром уйдёт в минус на 6%, тогда как производителей иномарок в России ожидает небольшой рост - на 4%. Причины дальнейшего падения рынка - это негативный макроэкономический фон (снижение темпов роста экономики, падение курса рубля, сокращение бюджетных расходов) и умеренно-пессимистические настроения потребителей.
Фактор, способствующий росту авторынка, по мнению аналитиков PwC, всего один - это поступление в продажу новых моделей массового сегмента. В то же время сдерживать реализацию машин будут четыре мощных фактора - рост цен на автомобили и топливо (вследствие повышения налога на добычу полезных ископаемых, акцизов на топливо и общемирового подорожания нефти), валютные колебания, а также сокращение государственных расходов и инвестиций.
Тем не менее долгосрочный прогноз PwC не изменился: эксперты по-прежнему считают, что к 2025 году российский авторынок вырастет до 3,6 млн. машин и перегонит германский. Причём постепенные подвижки в этом направлении, то есть умеренный рост, можно ожидать уже в 2015-м. Некоторые признаки стабилизации наблюдаются с середины прошлого года -- благодаря программе льготного кредитования.
Фирма Pricewaterhouse Coopers подвела собственные итоги прошлого года для автомобильного рынка нашей страны. По её калькуляциям вышло, что продажи в штучном выражении упали на 5,5% (с 2755 до 2610 машин), а в денежном - на 3% (с 71 до 69 млрд. долларов). Аналитики признаются, что прогноз на 2013-й был более оптимистичным, но перегрев оказался сильнее. Единственной сектором, где был зафиксирован рост продаж, стали иномарки российского производства - их доля выросла до 50% от всех проданных новых легковушек.
В 2013 году на глобальном авторынке локомотивами роста были Китай (+15,7%, или 17,9 млн. шт.) и США (+7,6%, или 15,56 млн. шт.), которые сумели улучшить у себя экономическую обстановку. В остальных странах БРИКС продажи снизились: в Бразилии и Индии из-за выросших ставок по кредитам, высокой инфляции и растущей задолженности населения, подорожания топлива. В России -- отчасти из-за неопределённости в экономике.
Кстати, Олимпиада в Сочи повлияла на рынок -- южные регионы получили деньги и принялись покупать машины. Однако ожидать от спортивного праздника подспорья в дальнейшем не стоит. Как и рассчитывать на то, что спрос на новые автомобили подстегнут санация банков, падение рубля и подобные неприятности: вряд ли люди массово понесут спасать свои сбережения в автосалоны. Надежда на то, что негативный макроэкономический фон сменится на нейтральный, новинки наведут шороху, возобновится льготное кредитование, разовьются корпоративные парки, а потребительская уверенность, самая низкая за несколько лет, всё-таки вырастет.
- Введение
- 1. Описание факторов рынка подержанных автомобилей
- 1.1 Статистическое описание переменных
- 2. Эконометрическое моделирование исходных данных
- 2.1 Первая конкурирующая модель
- 2.2 Вторая конкурирующая модель
- 2.3 Анализ остатков
- 2.4 Третья модель регрессии с добавленными фиктивными переменными наблюдений
- 2.5 Построение утилитарной модели
- 2.6 Проверка гипотезы об отсутствии гетероскедастичности в остатках третьего уравнения регрессии
- 3. Точечные и интервальные внутри-выборочные прогнозы для продажной стоимости автомобилей
- Выводы
- Продажная цена и скидки
- 9.2. Определение продажных цен на продукцию
- 1.2 Структура продажной цены на готовую продукцию.
- Структура продажной цены
- 4.3.6 Расчет продажной цены
- Учет продажи товаров по продажным ценам.
- Учет товаров по продажным ценам
- Покупные и продажные цены
- Формирование продажной цены
- Формирование продажной цены