4.2 Решение задачи оптимизации схемы транспортировки строительных материалов на участки строительства
Если требуется решение вопросов о выборе схемы прикрепления поставщиков и потребителей строительной продукции, используются модели транспортного типа. Классическая транспортная задача заключается в планировании прикрепления поставщиков к потребителям продукции и формулируется следующим образом: однородный продукт, находящийся в m пунктах производства в количестве P1, P2, …Pm, требуется доставить в n пунктов потребления. Потребность продукции в этих пунктах равна S1, S2, …Sn.
Экономико-математическая модель задач транспортного типа может быть представлена следующим образом.
Целевая функция- затраты на перевозку продукта должны быть минимальны:
Ограничения:
вся продукция с предприятий поставщиков отправляется потребителям:
-все потребители обеспечены продукцией:
-мощность поставщиков равна потребности в продукции( условие закрытости):
Модификации транспортной задачи позволяют учитывать особенности различных хозяйственных условий, а именно:
1)запрет каких-либо перевозок
Если между поставщиком и потребителями продукции не существует маршрутов(связей) или ими нельзя пользоваться, можно задать стоимость перевозки , намного превышающую стоимость остальных перевозок (например, 99999);
2)ограниченность пропускных способностей коммуникаций
Это условие учитывается введением ограничений, лимитирующих наибольшее значение объема перевозки, по конкретному маршруту:
,
где -пропускная способность транспортной линии;
3)нарушение условия равенства производства и потребления (открытая транспортная задача)
Если вся продукция не нужна потребителям, т.е
то ограничение на продукцию, отправляемую из пунктов производства, принимает вид:
Транспортная задача сводится к классическому виду путем введения фиктивного потребителя с потребностью:
В целевой функции должны учитываться затраты, связанные с хранением и с потерей излишней продукции в каждом пункте производства.
Если суммарный объем производства меньше суммарного объема потребления, необходимо учитывать не только транспортные расходы, но и ущерб от недопоставок.
В этой задаче
и ограничения на продукцию, поступающую в каждый пункт потребления, будут
Этот случай также сводится к классической транспортной задаче путем введения фиктивного поставщика с объемом производства
Задача по планированию перевозок формулируется следующим образом: необходимо составить план транспортирования строительных материалов, минимизирующий затраты на перевозки и издержки, связанные с тем, что часть продукции остается у поставщиков.
Исходные данные представлены в табл.5.
Таблица 5.Исходные данные для расчета
Потребители |
Поставщики |
Потребность в материалах |
|||
база номер 1 |
база номер 2 |
база номер 3 |
|||
Объект номер 1 |
2 |
1 |
6 |
250 |
|
Объект номер 2 |
4 |
6 |
3 |
300 |
|
Объект номер 3 |
5 |
3 |
2 |
350 |
|
Объект номер 4 |
7 |
5 |
1 |
500 |
|
Объект номер 5 |
9 |
4 |
10 |
20 |
|
Мощности поставщиков,т |
300 |
400 |
900 |
1600 |
В соответствующих клетках таблицы задана стоимость перевозок 1 т груза от поставщиков к потребителям- cij, тыс.р. за 1 т. Потери, связанные с хранением продукции у поставщиков составляют: 9, 6 и 10 тыс. р. За 1 т для базы номер 1, 2 и 3 соответственно.
Решение задачи с использованием симплекс-метода
Этап 1.Проверка условия равенства производства и потребления.
Совокупная потребность 1420 т, совокупная мощность-1600 т. Следовательно, задача является открытой. Для сведения ее к классическому (закрытому) виду необходимо ввести фиктивного потребителя (объект № 6), на который будет распределен остаток материалов на базах.
Этап 2.Построение математической модели
Введем следующие обозначения:
xij- количество груза, перевозимого на i-ый объект с j-той базы;
F(x)- совокупная стоимость доставки и хранения.
Тогда целевая функция задачи будет представлена формулой (16), ограничения к ней- формулами(17).
F(x)=2x11+x12+6x13+4x21+6x22+3x23+5x31+3x32+2x33+7x41+5x42+x43+9x51+4x52+ 10x53+9x61+6x62+10x63 (16)
x11+x21+x31+x41+x51+x61=300,
x12+x22+x32+x42+x52+x62=400,
x13+x23+x33+x43+x53+x63=900
x11+x12+x13=250
x21+x22+x23=300 (17)
x31+x31+x33=350
x41+x42+x43=500
x51+x52+x53=20
xij?0
Этап 3.Построение симплекс-матрицы
Пример построения представлен в табл.6.
Номер строки |
x11 |
x12 |
x13 |
x21 |
x22 |
x23 |
x31 |
x32 |
x33 |
x41 |
x42 |
x43 |
x51 |
x52 |
x53 |
x61 |
x62 |
x63 |
Вид связи |
Правая часть ограничения |
|
F |
2 |
1 |
6 |
4 |
6 |
3 |
5 |
3 |
2 |
7 |
5 |
1 |
9 |
4 |
10 |
9 |
6 |
10 |
> |
min |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
= |
300 |
|||||||||||||
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
= |
400 |
|||||||||||||
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
= |
900 |
|||||||||||||
4 |
1 |
1 |
1 |
= |
250 |
||||||||||||||||
5 |
1 |
1 |
1 |
= |
300 |
||||||||||||||||
6 |
1 |
1 |
1 |
= |
350 |
||||||||||||||||
7 |
1 |
1 |
1 |
= |
500 |
||||||||||||||||
8 |
1 |
1 |
1 |
= |
20 |
Решение задачи в системе электронных таблиц Excel осуществляется с помощью пункта меню «Сервис»-«Поиск решения».Для того, чтобы отразить ограничение неотрицательности, необходимо нажать кнопку «Параметры» и установить флажок «Неотрицательные значения».
При нажатии кнопки «Выполнить» появятся результаты решения, представленные в табл.7
Таблица 7.Результаты решения
Номер строки |
x11 |
x12 |
x13 |
x21 |
x22 |
x23 |
x31 |
x32 |
x33 |
x41 |
x42 |
x43 |
x51 |
x52 |
x53 |
x61 |
x62 |
x63 |
Правая часть ограничения |
|
Решение |
50 |
200 |
0 |
250 |
0 |
50 |
0 |
0 |
350 |
0 |
0 |
500 |
0 |
20 |
0 |
0 |
180 |
0 |
||
F |
100 |
200 |
0 |
1000 |
0 |
150 |
0 |
0 |
700 |
0 |
0 |
500 |
0 |
80 |
0 |
0 |
1080 |
0 |
3810 |
|
1 |
50 |
0 |
0 |
250 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
300 |
|
2 |
0 |
200 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
0 |
0 |
180 |
0 |
400 |
|
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
50 |
0 |
0 |
350 |
0 |
0 |
500 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
900 |
|
4 |
50 |
200 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
250 |
|
5 |
0 |
0 |
0 |
250 |
0 |
50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
300 |
|
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
350 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
350 |
|
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
500 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
500 |
|
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
По результатам расчета можно сделать следующие выводы. Поскольку
x62=180- на базе №2 остается 180 единиц продукции. С учетом того, что потери, связанные с хранением нереализованной продукции учтены в целевой функции, оптимальная стоимость перевозок составит:
3810-6Ч180=2730 тыс.р.
При этом на объект №1 продукция доставляется с базы №1 в объеме 50, и с базы №2 в объеме 200; на объект №2-с базы №1 в объеме 250, с базы №3 в объеме 50; на объект №3- с базы №3 в объеме 350; на объект №4-с базы №3 в объеме 500; на объект №5- с базы №2 в объеме 20.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ ВИДЫ
- 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
- 2.1 Дисконтирование прибыли
- 2.2 Расчет чистой текущей стоимости проекта
- 2.3 Определение индекса рентабельности проекта
- 2.4 Определение внутренней нормы доходности проекта
- 3. УЧЕТ ФАКТОРА РИСКА ПРИ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИЙ
- 3.1 Виды рисков
- 3.3 Риски финансового инвестирования
- 3.3.1 Диверсифицируемые и недиверсифицируемые риски
- 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- 4.1 Построение и анализ производственной функции строительного предприятия
- 4.2 Решение задачи оптимизации схемы транспортировки строительных материалов на участки строительства
- 4.3 Выбор варианта строительства автозаправочной станции с применением элементов теории массового обслуживания
- Принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- Учебник "Оценка эффективности инвестиционных проектов"
- 4.1. Анализ и экономическая оценка эффективности инвестиционного проекта
- 41. Оценка эффективности инвестиционных проектов.
- Оценка эффективности инвестиционных проектов
- Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов Понятие и показатели эффективности инвестиционного проекта
- 48. Оценка эффективности инвестиционных проектов.