logo
Детерминанты рыночных мультипликаторов

Глава 2. Методология эмпирического анализа детерминант рыночных мультипликаторов

детерминанта мультипликатор рыночный корреляция

Методологической основой данного исследования стали работы ведущих отечественных и зарубежных авторов в области оценки компаний методом рыночных мультипликаторов, оценки детерминант рыночных мультипликаторов: Beaver, Morse (1978), Huang, Tsai and Chen (2007), Ивашковская, Кузнецов (2008), Seghal, Pandey (2009), Faezinia (2012), Branch et al. (2014), Maniar (2014).

В исследовании данной работы используется категориальный аппарат в области оценки, финансов и бухгалтерской отчетности компаний. В работе применены общенаучные методы: анализ, метод абстрагирования, индукция, дедукция, а также специфические экономико-математические методы - метод корреляционного и регрессионного анализа.

В работах, взятых за основу в данном исследовании, авторы используют корреляционный анализ определяющих детерминант и рыночных мультипликаторов. Данный способ легко позволяет установить направление взаимосвязи между зависимыми и независимыми величинами. Следующим этапом исследований является регрессионный анализ влияния детерминант на рыночные мультипликаторы P/E и P/BV методом наименьших общих квадратов.

Только в одной работе, Faezinia (2012), используется более комплексный анализ панельных данных фундаментальных детерминант и зависящих от них мультипликаторов - метод регрессионного анализа панельных данных с детерминированными эффектами. Такой метод позволяет учитывать структуру панельных данных и индивидуальные различия объектов, которые нельзя оценить методом МНК.

Выбор зависимой переменной различается в рассмотренных исследованиях. Во некоторых работах исследуется влияние детерминант на обратные рыночные мультипликаторы (например, Beaver, Morse (1978)). Так, мультипликатор E/P показывает доходность по прибыли (Earnings Yield): на сколько инвесторы оценивают способность компании приносить прибыли. Musumeci, Peterson (2011) отмечают, что обратные рыночные мультипликаторы позволяют снизить возможные выбросы в выборке. Исследование Litzenberger, Rao (1971) показало, что исследуемые показатели риска и роста компании линейно зависят именно от E/P, а не P/E. Однако Taboga (2011), используя агрегированные данные фондовых рынков Еврозоны, приходит к выводу, что инвестиционные решения, основанные на анализе E/P, ошибочны, потому что прибыль компаний подвержена цикличным изменениям, которые не связаны с долгосрочной возможностью приносить прибыль. Многие авторы отмечают, что обратный мультипликатор E/P подвержен влиянию учетной политики компаний.