logo
Виртуальное предприятие в постиндустриальном обществе: экономико-математическая модель инновационного предприятия агропромышленного комплекса

2.3 Функции управления и задачи распределения заказов в рамках виртуального предприятия

Проведенный Катаевым А. В. анализ деятельности виртуальных предприятий показал, что основными функциями управления виртуальным предприятием как сетью партнеров являются:

1) Определение требований (задач) проекта.

2) Поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей).

3) Выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам.

4) Привлечение и распределение исполнителей.

5) Постоянное отслеживание и перераспределение (если это необходимо) партнеров и ресурсов по задачам.

При централизованном поступлении и распределении заказов в рамках виртуального предприятия выделяются следующие задачи оптимального распределения заказов:

1) задача выбора агента (партнера), который наилучшим образом может выполнить поступивший заказ (работу);

2) задача о назначениях совокупности агентов на выполнения совокупности заказов за определенный период времени, когда один заказ выполняется одним агентом;

3) задача о назначениях совокупности агентов на выполнения совокупности заказов за определенный период времени, когда один заказ может выполняться группой агентов.

Как правило, решение должно приниматься на основе не одного, а нескольких критериев оптимальности. Выделены следующие группы характеристик заказа, которые могут выступать и как критерии оптимальности, и как ограничения:

1) стоимостные характеристики заказа;

2) временные характеристики выполнения заказа;

3) характеристики качества выполнения заказа (компетентность исполнителя, применяемые методы и технологии и др.);

4) количественные характеристики заказа (объем работ, количественные показатели результата заказа и др.);

5) предпочтения заказчика и руководителя по исполнителям заказа.

При многокритериальном выборе и оптимизации возникают следующие проблемы: выбор принципа оптимальности; нормализация векторного критерия, учет приоритетов (степень важности) частных критериев.

Выделен ряд методов решения задач многокритериального выбора, которые можно разделить на четыре группы:

1) сведение многих критериев к одному путем введения весовых коэффициентов важности для каждого критерия и нормализации векторного критерия;

2) минимизация максимальных отклонений от наилучших значений по всем критериям;

3) оптимизация одного критерия, а остальные критерии выступают в роли дополнительных ограничений;

4) ранжирование множества критериев и последовательная оптимизация по каждому из них.

Данные модели оптимизации распределения заказов в рамках виртуального предприятия преобразуются и решаются известными методами и алгоритмами теории графов, линейного программирования и теории игр.