1.5 Основные формы виртуальных предприятий
Рассматривая возможные варианты организации внешнеэкономической деятельности с использованием Интернет-технологий, будем опираться на классические международные организационно-правовые формы [13; c.251-260]. Можно указать следующие группы критериев классификации виртуальных предприятий: 1) юридические; 2) географические; 3) хозяйственно-экономические; 4) системно-сетевые. Выделяются два главных класса:
Виртуальная корпорация (ВК) представляет собой электронное объединение капиталов (ресурсов) различного типа - финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания продукции мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика.
ВК характеризуется определенной независимостью от участников (возможностью легкой смены партнеров), наличием опосредованного механизма управления (делегированием полномочий), переходом от индивидуальной к коллективной ответственности партнеров. Она предполагает договорные взаимоотношения между всеми узлами организационной сети и формирование их совместной собственности.
Виртуальное товарищество (партнерство) представляет собой компьютерно интегрированную (искусственную) организацию лиц, вместе ведущих дело (находящихся в отношениях кооперации, т.е. выполняющих совместную работу и координирующих действия) с целью извлечения прибыли, будучи географически удаленными друг от друга.
По одному из ключевых системных критериев управления ресурсами виртуальные предприятия бывают двух типов [21; c.113-122]:
Децентрализованное виртуальное предприятие, как правило, формируется вокруг сложного, уникального проекта, который ни один из партнеров не может выполнить в одиночку. В такой организации лидерство переменно и может переходить от участника к участнику в зависимости от его роли на данном этапе. Подобная модель виртуального предприятия опирается на представление о горизонтальной организации.
Напротив, централизованное виртуальное предприятие опирается на идею расширенной организации, где имеется один центральный узел (координатор) и периферические узлы, которым поручается выполнение ряда функций. Подобная структура может возникнуть как воплощение стратегии аутсорсинга. В этом случае лидерство всегда остается за ведущим предприятием, которое выступает в роли заказчика по отношению к остальным.
Среди важнейших критериев интеграции виртуальных предприятий необходимо выделить объединение хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность. Опираясь на эти критерии, можно ввести основные типы виртуальных объединений [11; c.89-93]:
- Виртуальная ассоциация (взаимозависимость между составляющими операциями и распределение ответственности между участниками);
- Виртуальный консорциум (создается в интересах реализации крупных программ или выполнения инновационных проектов);
- Виртуальный картель (объединение юридически самостоятельных организаций одной отрасли, имеющих соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта);
- Виртуальный синдикат (разновидность виртуального картеля, в рамках которого помимо вышеуказанных соглашений существует единый орган сбыта продукции участников виртуального объединения; обычно образуются в отраслях с массовой однородной продукцией);
- Виртуальный пул (временное объединение разных компаний (возможно разных отраслей), где для вступающих в пул организаций устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, поступающей в единый фонд, распределяемый по установленной пропорции);
- Виртуальный концерн (объединение компаний одной или нескольких отраслей на основе централизации научно-технических и производственных функций, сбыта, финансов, учета и пр. Участники делегируют концерну часть своих функций - тех, которые не могут выполнить сами, но остаются юридически самостоятельными)
- Виртуальный трест (все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются, а сами они теряют юридическую и хозяйственную самостоятельность);
- Виртуальная финансово-промышленная группа (ФПГ) (состоит из ряда неоднородных юридических лиц - разные промышленные, торговые и финансовые учреждения (банки, страховые компании и пр.), удаленных друг от друга, которые полностью или частично объединяют ресурсы с применением Интернет-технологий на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции; срок функционирования такого метапредприятия не ограничен рамками выполнения тех или иных проектов)
- Общая характеристика работы
- ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 1.1 Виртуализация экономики в постиндустриальном обществе
- 1.2 Сетевая организация предприятия как инновация в бизнесе
- 1.3 Понятие "виртуального предприятия"
- 1.4 Этапы создания и главные признаки виртуального предприятия
- 1.5 Основные формы виртуальных предприятий
- ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 2.1 Подходы виртуальных компаний к использованию Интернет
- 2.2 Электронная коммерция. Развитие Интернет-магазинов
- 2.3 Функции управления и задачи распределения заказов в рамках виртуального предприятия
- ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- 3.1 Оценка экономической эффективности виртуального предприятия агробизнеса методами экономико-математического моделирования
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 1.3 Классификация экономико-математических моделей
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- Экономико – математическая модель
- Основные принципы построения экономико-математических моделей
- 1.2 Анализ содержания экономико-математических моделей специализации и сочетания отраслей
- 38 Подготовка входной информации для экономико-математической задачи по оптимизации структуры кормопроизводства.
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- 1.2. Классификация экономико-математических моделей