1.4 Этапы создания и главные признаки виртуального предприятия
Виртуальное предприятие должно обеспечивать реализацию всего производственного цикла изделия. При этом портфель заказов может изменяться в короткие сроки, так же как и состав участвующих в его выполнении организаций. Поэтому организация производства виртуального предприятия требует наличие специальной инфраструктуры. В современных условиях борьба за рынок вынуждает отечественные предприятия постоянно совершенствовать свои технологии, производственные фонды, структуру, управление, готовить и вести переподготовку кадров.
Выделяют следующие этапы создания виртуального предприятия:
1) Проектирование процессов. BPR (business process reengineering) - инструментальные системы реинжиниринга бизнес-процессов можно использовать для описания новых процессов. Когда все поддерживающие процессы полностью определены и оценены, под технико-экономическое обоснование планируемого предприятия подводится гораздо более серьезный фундамент, а команда разработчиков получает в свое распоряжение исчерпывающую спецификацию, описывающую, как оно должно функционировать.
2) Привязка к ресурсам. Каждую функцию в каждом процессе необходимо привязать к определенному ресурсу. По завершении этого этапа в распоряжении разработчиков оказывается список необходимых ресурсов, а для каждого ресурса - список функций, которые он должен будет выполнять, вместе с описанием входа, описанием выхода и спецификациями качества обслуживания.
3) Привлечение ресурсов по контрактам. Применительно к виртуальному предприятию основной принцип на этом этапе состоит в том, чтобы найти ресурсы вне структуры предприятия. Сюда входит аренда складских, справочных, производственных, сборочных, бухгалтерских услуг, размещение приложений электронной коммерции и т.д. Идея заключается в том, чтобы, опираясь на сравнение результатов или финансовых обязательств различных поставщиков с эталонными показателями в данной отрасли, выбрать наилучшего поставщика для каждого ресурса с учетом ранее составленных спецификаций функций. Одним из важнейших преимуществ такой организации является резкое сокращение размера стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Вторым преимуществом является существенное сокращение времени, необходимого для пуска сервиса в эксплуатацию.
4) Эксплуатация созданного предприятия. После того как все ресурсы на месте, самым насущным вопросом становится способность руководства предприятия эксплуатировать сложный комплекс ресурсов, подконтрольных множеству различных и независимых организаций. Важнейшую роль в этом призваны сыграть инструменты workflow в Интернете.
5) Мониторинг процессов. Инструменты workflow позволяют решать эту задачу при помощи механизмов регистрации, которые фиксируют каждое событие с указанием даты, времени и участника. Такой подробный регистрационный журнал обеспечивает возможность полного прослеживания и служит основой для мониторинга и управления качеством услуг, предоставляемых каждым субъектом в цепочке.
6) Управление предприятием. В рамках виртуального предприятия существует один субъект, который организует и направляет деятельность остальных. Этим субъектом является тот, кто разработал и внедрил данную службу, занимается его эксплуатацией и маркетингом и является его владельцем. Такое предприятие по необходимости опирается на одного индивидуума или на небольшую группу перспективно мыслящих лидеров, которые изначально разработали сервис и решили его внедрить.
С учетом вышесказанного, можно выделить ключевое достоинство виртуальных форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:
- скорость выполнения рыночного заказа;
- возможность снижения совокупных затрат;
- возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;
- возможность гибкой адаптации к изменениям окружающей среды;
- возможность снизить барьеры выхода на новые рынки.
Ниже приведены главные признаки, раскрывающие содержание понятия "виртуальное предприятие".
- Интеграция лучших средств и опыта различных предприятий в рамках стратегически целесообразных объединений и союзов.
- Организация по проектам или вокруг ключевых процессов (сквозных деловых процессов предприятия или жизненного цикла продукта).
- Образование автономных рабочих групп, обеспечение сотрудничества и координации лиц и коллективов, пространственно удаленных друг от друга.
- Временный характер, гибкость, возможность быстрого образования, развития, переструктуризации и расформирования в нужное время.
- Сочетание децентрализации и централизации в управлении при преимущественном развитии децентрализованного (распределенного) управления, приоритет координационных связей.
- Максимально широкое распределение и гибкое перераспределение полномочий власти, принятие решений на всех уровнях организационной иерархии, сочетание восходящего и нисходящего проектирования.
- Организация группового взаимодействия специалистов с помощью ЭВМ, включая "встречу в сети" (meeting on the network) и согласованные потоки работы (workflow), обеспечение свободного обмена идеями внутри и между уровнями организационной иерархии.
- Разработка неоднородных компьютерных сред и сетей, использование архитектуры клиент-сервер, применение программных средств обеспечения коллективной деятельности (groupware) различного класса.
- Общая характеристика работы
- ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 1.1 Виртуализация экономики в постиндустриальном обществе
- 1.2 Сетевая организация предприятия как инновация в бизнесе
- 1.3 Понятие "виртуального предприятия"
- 1.4 Этапы создания и главные признаки виртуального предприятия
- 1.5 Основные формы виртуальных предприятий
- ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 2.1 Подходы виртуальных компаний к использованию Интернет
- 2.2 Электронная коммерция. Развитие Интернет-магазинов
- 2.3 Функции управления и задачи распределения заказов в рамках виртуального предприятия
- ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- 3.1 Оценка экономической эффективности виртуального предприятия агробизнеса методами экономико-математического моделирования
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 1.3 Классификация экономико-математических моделей
- 2.7. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- Экономико – математическая модель
- Основные принципы построения экономико-математических моделей
- 1.2 Анализ содержания экономико-математических моделей специализации и сочетания отраслей
- 38 Подготовка входной информации для экономико-математической задачи по оптимизации структуры кормопроизводства.
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- 1.2. Классификация экономико-математических моделей