logo search
Виртуальное предприятие в постиндустриальном обществе: экономико-математическая модель инновационного предприятия агропромышленного комплекса

3.1 Оценка экономической эффективности виртуального предприятия агробизнеса методами экономико-математического моделирования

На примере крупной украинской компании аграрного направления - "Аналит-Сервис" - составлена экономическая модель виртуального предприятия, основанная на организации сетевых связей в региональной системе агропромышленного комплекса, и позволяющая извлечь: логистический эффект; информационно-маркетинговый эффект (развитие и совершенствование информационно-экономического пространства предприятия); сетевой эффект (совместное формирование ресурсов, возможность управлять спросом); синергетический эффект (расширение возможностей и повышение качества координации работ для различных производственных конфигураций рационализирует структуру внутрифирменных затрат). Компания "Аналит-Сервис" планирует к марту 2010 года осуществить свою трансформацию в виртуальную организацию с привлечением выгодных партнеров: крупнейших заводов-производителей и оптовых фирм со всей Украины. Это даст возможность охватить потребителей из всех областей, приобрести новых постоянных клиентов и занять ключевую позицию в интересующем ее сегменте рынка не только в центральной части, но и по всей территории Украины. Экономическая деятельность любого предприятия протекает в непрерывной взаимосвязи с другими субъектами и объектами экономики посредством материальных, финансовых, правовых, организационных и информационных связей. Такая система образует среду функционирования предприятия. В процессе своего жизненного цикла предприятие воздействует на эту среду, также как и среда воздействует на предприятие. Схематично данная модель организационно-экономической структуры виртуального предприятия представлена на рис.3.

Функционирование предложенной модели организационно-экономической структуры виртуального предприятия сопровождается ее переходом из одного состояния в другое в процессе осуществления экономической деятельности. Кроме того, ведение бизнеса всегда сопровождается рисками. Цель предлагаемых методов - определить, насколько эффективным будет внедрение новой модели управления предприятием, и помочь руководителю выработать оптимальную стратегию интеграции. Создание виртуального предприятия требует решения ряда задач [19; 49-52], таких, как:

- выбор критериев и оценка эффективности предприятий при их отборе для участия в виртуальном предприятии;

- выбор оптимального проектного решения по разработке маршрутных технологических процессов изготовления гаммы изделий;

- определение оптимальной производственной структуры виртуального предприятия для разработки, изготовления и продвижения на рынок конкурентоспособного изделия;

- и одна из важнейших задач - это оценка эффективности функционирования данного предприятия. Далее подробнее о ней.

Задачей математического моделирования является нахождение вероятностей различных состояний организационной структуры, оценка степени риска (угрозы банкротства) предприятия, а также установление зависимости между заданными параметрами и характеристиками эффективности функционирования структуры [18; c.40-84.].

В качестве заданных параметров представлены:

- число виртуальных рабочих мест ;

- среднее число заказов на продукцию, поступающих по сети Интернет за среднее время выполнения заказа , где - частота поступления заказов, - среднее время выполнения заказа одним работником (нормативное), - интенсивность выполнения заказа.

В качестве характеристик эффективности функционирования виртуальной структуры рассмотрим следующие:

- потенциал предприятия или среднее число заказов, выполняемое за единицу времени , где - вероятность отказа в выполнении заказа;

- среднее время выполнения заказа - среднее время (общее) выполнения заказа (в очереди или на стадии реализации), где - среднее число заказов (обслуживаемых или ожидающих в очереди); - среднее количество занятых виртуальных рабочих мест; - среднее число заказов в очереди; - число рабочих мест в очереди; ; .

Сравнивая, при прочих равных условиях, среднее время исполнения заказа в условиях организации виртуальной работы и в условиях организации работы по традиционному принципу выявляем меньшее значение, которое и является определяющим при выборе наиболее эффективной организационной структуры предприятия. Для оценки финансового состояния виртуального инновационного предприятия целесообразно использовать динамическую систему. Этот подход опирается на положения теории самоорганизации. Динамической переменной является объем денежных оборотных средств M. Уравнение баланса выглядит следующим образом:

W - выручка от реализации продукта.

Член отражает производственные издержки. - время оборота.

- объем внешних заимствований. Соответственно, член отражает выплаты по кредиту, - кредитная ставка.

K - капитальные вложения собственных средств. Они преследуют две цели - расширение производства уже производимого продукта и разработку новых идей (включая НИР, НИОКР). Сюда также входят затраты на поддержание инфраструктуры (затраты на аренду помещений и другие постоянные издержки).

Выручка W равна количеству проданного товара по рыночной цене p за единицу времени:

Количество проданного товара зависит от спроса на данный продукт. Сумма всех затрат за время оборота равно количеству произведенного товара, выраженному во внутренних ценах (себестоимости единицы продукции) . Величина является добавленной стоимостью. В данном случае используется величина .

Окончательный вид математической модели инновационного предприятия можно представить следующей формулой:

Результатом функционирования экономико-математической модели виртуального предприятия выступает его экономическая эффективность (выгода для предпринимателя). Таким образом, выход предприятия на электронный рынок несет выгоды, как производителю, так и потребителю продукции предприятий агропромышленного комплекса.

Ключевым элементом оценки бизнес-модели является позиционирование выбранной модели реинжиниринга в матрице вероятности успешной реализации проекта (рис. 4). В качестве критериев оценки эффективности новой бизнес-системы используются следующие факторы:

- привлекательность Интернет-рынка для предприятия;

- степень готовности предприятия к интеграции.

Рис. 4. Матрица вероятности успешной реализации проекта

В каждом квадранте матрицы обозначена степень вероятности успешной реализации проекта реинжиниринга; знаки вопроса указывают на сложность формулирования общих рекомендаций без знания конкретной ситуации.

Возможный список факторов привлекательности Интернет-рынка для предприятия и готовности предприятия к интеграции составлен на основе подхода, разработанного консультационной группой McKincey, но адаптирован и дополнен факторами, специфичными для Интернет-рынка.

Для определения рейтинга каждой группы стратегических факторов предлагаем использовать матрицу оценки [12; c.173-194.], построенную аналогично форме EFAS (External Strategic Factors Analisis Summary) (см. табл. 1 и 2).

Матрица оценки привлекательности рынка и матрица оценки готовности предприятия к интеграции (таблицы 1 и 2) построены на примере компании "Аналит-Сервис", которая определяет вероятность успешной реализации одного из своих проектов - создания Интернет-магазина.

Вес - отражает степень влияния данного фактора в общем комплексе стратегических факторов. Сумма весов равна единице.

Оценка - специфическая реакция предприятия на данный фактор.

Например, при оценке привлекательности рынка по пятибалльной шкале единица означает, что рынок крайне непривлекателен для предприятия, пять - рынок крайне привлекателен для предприятия, три - среднее значение привлекательности.

Вес и оценка выставляются независимыми экспертами или специалистами предприятия на основании данных маркетинговых исследований, с учетом целей предприятия.

Взвешенная оценка - произведение веса на оценку - рейтинг привлекательности рынка для предприятия или готовности предприятия к интеграции.

Таблица 1. Матрица оценки привлекательности Интернет-рынка для предприятия.

Стратегические факторы привлекательности Интернет-рынка

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Темпы роста рынка

Аудитория пользователей

Емкость рынка

Барьер входа на рынок

Качество телекоммуникаций

Степень распространения кредитных карт (цифровых денег)

Уровень конкуренции на рынке

Наличие всеукраинской экспресс-доставки

Структура затрат рынка

Степень развития онлайновой психологии у потребителя

0,15

0,15

0,1

0,1

0,1

0,1

0,06

0,1

0,08

0,06

4

4

3

4

2

3

5

4

3

4

0,6

0,6

0,3

0,4

0,2

0,3

0,3

0,4

0,24

0,24

Итого

1,00

3,58

Рейтинг равен 3,58 - привлекательность рынка для предприятия выше среднего.

Таблица 2. Матрица оценки готовности предприятия к интеграции.

Стратегические факторы готовности предприятия к интеграции

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Характеристика продуктового ассортимента

Сила торговой марки

Наличие широкой сети клиентов

Наличие системы распределения и доставки товаров

Относительная доля традиционного рынка

Наличие персонала, способного работать в Интернет-пространстве

0,15

0,15

0,15

0,2

0,2

0,15

5

3

4

4

5

4

0,75

0,45

0,6

0,8

1,00

0,6

Итого

1,00

4,2

Рейтинг равен 4,2 - высокая готовность предприятия к интеграции.

Позиционирование проекта в матрице вероятности успешной реализации, согласно полученным рейтингам (3,58; 4,2) позволяет сделать вывод о том, что реализация данного Интернет-проекта имеет высокую вероятность успеха (см. рис. 4). В связи с этим рекомендуется придерживаться выбранной стратегии реинжиниринга компании и оценить дополнительные мероприятия: продвижение товара помимо собственного электронного магазина и через Интернет-посредников, а также закупку товара и продажу излишков через корпоративные торговые площадки. В этом случае предприятие может получить дополнительную экономию и увеличить потребительскую аудиторию без высоких расходов и рисков.

Матрица вероятности успешной реализации проекта призвана помочь менеджеру принять наиболее рациональное решение, но это лишь инструмент, который хорошо работает в опытных руках. Универсальность матрицы обусловлена возможностью применения данной группы факторов для оценки позиции любого предприятия. Гибкость матрицы проявляется в возможности выбора конкретных стратегических факторов, которые могут меняться в зависимости от текущего момента и деятельности предприятия.

Слабыми местами данного подхода являются: отсутствие на Украине необходимого опыта проведения исследований Интернет-рынка, отсутствие квалифицированных Интернет-специалистов и, как следствие, достаточно высокая субъективность оценок. Западные методики и жесткие математические модели, применяемые для исследования электронного рынка, не выдерживают дополнительной тяжести всех факторов и рисков украинского Интернет-рынка. Сегодня приходится оперировать в большей степени экспертными оценками, нежели данными каких-либо исследований, просто потому, что таких исследований или не проводилось вообще, или они малодостоверны, поскольку охватывали незначительную часть рынка. Но это, вероятно, вопрос времени.