14.Простейшая система массового обслуживания и ее характеристики. Условие работоспособности простейшей системы массового обслуживания.
В настоящее время теоретически наиболее разработаны и удобны для практического применения системы массового обслуживания, которые называются простейшими. Простейшей системой массового обслуживания называется такая система, в которой:
входящий поток заявок является простейшим (пуассоновским);
время обслуживания заявки каждым каналом имеет экспоненциальный закон распределения.
Пуассоновский поток заявок обладает тремя основными свойствами:
ординарность означает, что практически невозможно одновременное поступление двух и более заявок. (невозможен одновременный выход из строя двух станков, одновременный приход двух покупателей и т.д.).
стационарность означает, что среднее число заявок, поступающих в единицу времени, постоянно. Таким образом, хотя заявки и поступают в случайные моменты времени, в среднем поток является равномерным.
Обозначим:
- среднее число заявок, поступающих в систему в единицу времени.
(например, среднее число телевизоров, поступающих в ремонтную мастерскую за день)
отсутствие последействия означает, что количество заявок, уже поступивших в систему, не определяет того, сколько заявок поступит далее. (Например, если произошел обрыв нити на ткацком станке, то это не означает, что его не будет в следующий момент времени, и, тем более, что его не будет на других станках).
Экспоненциальный закон времени обслуживания заявок имеет параметр , который обозначает среднее число заявок, которое может обслужить один канал за единицу времени. Например,- это среднее число телевизоров, которые может отремонтировать один мастер за день. Величинаобратно пропорциональна среднему времени обслуживания одной заявки Тоб :
.
Для простейшей СМО всегда рассчитывается величина
.
Если рассматривается система с ожиданием в очереди, причем размер очереди не ограничен, то имеет следующий смысл: это среднее число каналов, которые необходимо иметь, чтобы обслуживать в единицу времени все поступающие заявки.
Пусть n - число имеющихся в системе каналов обслуживания. (например, число мастеров в телеателье). Тогда условие работоспособности простейшей СМО с ожиданием:
Т.е. число обслуживающих каналов должно быть больше средней величины . Если это условие выполняется, система является работоспособной. В случае нарушения этого условия каналы не будут справляться с обслуживанием всех заявок, очередь будет расти бесконечно, и система просто захлебнется в потоке заявок.
При оценке качества работы СМО кроме этого основного показателя, рассчитываются ряд других показателей эффективности работы системы:
Среднее время ожидания начала обслуживания (время пребывания в очереди);
Средняя длина очереди;
Вероятность того, что все обслуживающие каналы заняты в момент поступления нового требования в систему;
Среднее число свободных от обслуживания каналов;
Коэффициенты занятости каналов обслуживания;
И т.д.
При этом некоторые из этих показателей более интересны с точки зрения клиента (1,2,3), а другие – с точки зрения владельца мастерской (4,5). Величина средней длины очереди важна для расчета площадей складских помещений, предназначенных для хранения аппаратов, ожидающих ремонта.
- 2. Основные понятия моделирования
- 3. Комплексный анализ работы торговых и промышленных объектов как пример простейшей модели
- 4.Сетевой график и его назначение. Полный путь. Критический путь.
- 5 Параметры событий сетевого графика. Параметры работ.
- 6. Постановка задачи управления запасами. Виды затрат в задачах управления запасами.
- 7. Модель Уилсона определения оптимального размера заказываемой партии товара.
- 8. Постановка задачи прогнозирования. Метод экстраполяции и условия его применения.
- 9. Понятие тренда. Этапы прогнозирования на основе тренда.
- 10. Схема межотраслевого баланса. Балансовое уравнение.
- 11. Коэффициент прямых материальных затрат. Модель Леонтьева.
- 12.Учет внешних ресурсов в моделях межотраслевого баланса.
- 13. Системы массового обслуживания. Структура и классификация смо. Задачи, решаемые с помощью теории массового обслуживания.
- 14.Простейшая система массового обслуживания и ее характеристики. Условие работоспособности простейшей системы массового обслуживания.
- 15 Понятие игры. Виды игр. Платежная матрица.
- 16.Принцип минимакса.
- 17.Постановка и классификация задач математического программирования.
- 18. Задача линейного программирования. Понятия допустимого и оптимального плана.
- 19. Дисконтирование денежных потоков. Анализ инвестиционных проектов.