logo
Выбор оптимальной структуры системы и процесса обслуживания

Математическая модель №1

На систему, состоящую из n=5 приборов, поступает поток требований на обслуживание интенсивностью б=14 в час. Время обслуживания каждого требования - случайное с экспоненциальной функцией распределения и интенсивностью обслуживания в=3. Если требование, поступившее в систему, застает все приборы занятыми, то оно встает в очередь и ждет до тех пор, пока прибор не освободится. В каждый момент времени любой прибор может обслуживать не более одного требования. Требуется эффективность работы такой системы.

Обозначим через Рk вероятность того, что в системе находится k требований (состояние Сk), k=0,1,….

Введем показатель эффективности

Вероятность того, что в системе отсутствуют требования (все приборы свободны, клиентов нет):

P0,

Вероятность того, что в системе k-приборов занято обслуживанием:

, k=1, 2, 3, …, n-1

Вероятность того, что все приборы заняты:

Вероятность того, что в очереди находятся s требований:

, s=0, 1, …

Среднее время, в течение которого требование ждет начала обслуживания:

Вероятность того, что время ожидания в очереди больше заданного времени Т=Т0:

, t0=tож

Средняя длина очереди - А:

, или

Среднее число требований, находящихся в системе - В:

, или

N0 - среднее число свободных приборов:

N3 - среднее число приборов, занятых обслуживанием:

R - среднее число обслуживаемых требований: R = N3

Kпр - коэффициент простоя приборов;

K3 - коэффициент загрузки приборов:

Gэ - суммарные потери за отчетный период Т=300 (ч/в мес):

,

где q1=190 (руб/в час) - стоимость потерь, связанных с простаиванием требований в очереди в единицу времени,

q2=188 (руб/в час) - стоимость потерь за простой обслуживающего устройства в единицу времени,

q3=50 (руб/в час) - стоимость эксплуатации прибора при обслуживании требований в единицу времени.