13. Системы массового обслуживания. Структура и классификация смо. Задачи, решаемые с помощью теории массового обслуживания.
Системами массового обслуживания (СМО) называются системы специфического вида, предназначенные для обслуживания потока заявок (требований). Заявки на обслуживание поступают в систему нерегулярно, в заранее неизвестные и случайные моменты времени. Примеры заявок: покупатели, приходящие в магазин; клиенты в парикмахерской, телефонные вызовы в сети; телевизоры, поступающие в мастерскую на ремонт. Обслуживание заявок выполняют каналы обслуживания (обслуживающие устройства). Примеры каналов обслуживания: продавец в магазине, кассир за кассой, мастер в телеателье, парикмахер и т.д. Обслуживание заявок каналом имеет также случайный характер: время обслуживания каждой заявки является случайной величиной и зависит от многих факторов (например, от характера поломки аппарата зависит время его ремонта, от запросов и возраста покупателя – время его обслуживания продавцом и т.д.)
Случайный характер потока заявок и времени их обслуживания обуславливает неравномерность загрузки системы: на входе могут накапливаться не обслуженные заявки (перегрузка СМО), либо заявок нет, и каналы простаивают.
Структура системы массового обслуживания может быть представлена в виде следующей схемы, показанной на рис. 6.1.
1-входной поток заявок;
2- очередь;
3 – каналы обслуживания
4 – выходной поток заявок
5 – заявки, получившие отказ в обслуживании.
Рис.6.1. Структура системы массового обслуживания.
Целью теории массового обслуживания является выработка рекомендаций по рациональному построению системы. Например, требуется определить рациональное число каналов обслуживания, при которых с одной стороны, не возникает бесконечных очередей и время ожидания в очереди является приемлемой величиной, а с другой – нет значительных простоев каналов, поскольку организация каждого канала связана с материальными затратами. Так, например, при организации торговли эти методы позволяют определить оптимальное количество торговых точек определенного профиля, численность продавцов, необходимые размеры торгового зала и другие параметры.
Классификация СМО:
По числу каналов обслуживания различают одноканальные, многоканальные и многофазные СМО. Если каналы выполняют параллельную обработку сразу нескольких заявок, то система называется многоканальной. (кассовые аппараты в магазине самообслуживания). В многофазной системе процесс обслуживания заявки состоит из нескольких этапов, выполняемых последовательно друг за другом на различных каналах обслуживания (партия изделий последовательно обрабатывается в ряде цехов).
По правилам обслуживания различают три класса СМО:
1) СМО с отказами - если нет свободных каналов, заявка покидает систему (не дозвонился)
2) СМО с ожиданием - если нет свободных каналов, заявка ожидает в очереди (торговля, поликлиника)
3) СМО с ограниченной длиной очереди – число мест для ожидания в очереди ограничено. Отказ в обслуживании происходит, если все каналы заняты и нет мест в очереди (автосервис).
По дисциплине очереди (способу отбора заявок из очереди на обслуживание) различают:
1) Очередь FIFO (Первый пришел - первый обслужен)
2) Очередь LIFO (Последний пришел – первый обслужен)
3) Очередь с приоритетом. Некоторые заявки на основании каких-то признаков получают преимущество (приоритет) в выборе на обслуживание перед другими. Например, ветераны и участники войны в поликлинике пропускаются без очереди.
По характеру входного потока заявок различают:
1) Замкнутые СМО, в которых обслуженная заявка через какой-то промежуток времени вновь возвращается в систему (отремонтированный станок в цеху опять ломается, посуда в общественной столовой опять загрязняется и т.д.).
2) Разомкнутые (открытые) СМО, в которых входящий поток заявок не зависит от выходящего и ничем не ограничивается. (Заявки поступают в систему извне, от некоторого бесконечного источника заявок).
- 2. Основные понятия моделирования
- 3. Комплексный анализ работы торговых и промышленных объектов как пример простейшей модели
- 4.Сетевой график и его назначение. Полный путь. Критический путь.
- 5 Параметры событий сетевого графика. Параметры работ.
- 6. Постановка задачи управления запасами. Виды затрат в задачах управления запасами.
- 7. Модель Уилсона определения оптимального размера заказываемой партии товара.
- 8. Постановка задачи прогнозирования. Метод экстраполяции и условия его применения.
- 9. Понятие тренда. Этапы прогнозирования на основе тренда.
- 10. Схема межотраслевого баланса. Балансовое уравнение.
- 11. Коэффициент прямых материальных затрат. Модель Леонтьева.
- 12.Учет внешних ресурсов в моделях межотраслевого баланса.
- 13. Системы массового обслуживания. Структура и классификация смо. Задачи, решаемые с помощью теории массового обслуживания.
- 14.Простейшая система массового обслуживания и ее характеристики. Условие работоспособности простейшей системы массового обслуживания.
- 15 Понятие игры. Виды игр. Платежная матрица.
- 16.Принцип минимакса.
- 17.Постановка и классификация задач математического программирования.
- 18. Задача линейного программирования. Понятия допустимого и оптимального плана.
- 19. Дисконтирование денежных потоков. Анализ инвестиционных проектов.