4.5.6. Организационно-информационные модели
Организационно-информационная модель отражает производственно-технологический, функциональный, социально-психологический и организационно-административный аспекты управления и имеет вид органиграммы распределения ролей в процессе принятия решений.
Во Франции, например, существует нормативное описание органиграммы (см. AFNOR – Association de normalization - французская ассоциация технических норм и стандартов), где дается следующее определение ее цели: "Цель органиграммы структуры управления заключается в схематическом представлении всего предприятии, его или отдельного органа".
Обычно выделяют два типа связен в органиграмме: связи по линии иерархии управления, изображаемые сплошными линиями, и связи совещательного (консультативного) характера, изображаемые пунктирными линиями, хотя при желании показать другие связи можно использовать и другие условные обозначения.
Те же французские специалисты выделяют следующие соображения, определяющие практическое значение разработки и использования организационно- информационной модели в виде оргограммы:
- все приобретает определенный порядок, представляющий собой важнейший фактор эффективности работ предприятия, структуру его организации;
- руководитель предприятия и каждый работник получают четкое представление о всем предприятии в целом и об области своей деятельности;
- устраняется возможность ослабления ответственности, представляющая собой серьезную опасность для предприятия;
- создается возможность систематического выявления перегрузок, дублирования и необходимости создания новых должностей;
- устраняются конфликты между званиями (должностями) и полномочиями (ответственностью);
- при отсутствии руководителя распределение работ на предприятии может быть произведено автоматически;
- создается возможность для быстрого формировании новых элементов.
На рис. 9 показан пример органиграммы одной из фирм, занимающейся экспортом своей продукции, и указаны линии прямого подчинения, связей информационного и совещательного (консультативной) характера, линии передачи специализированных полномочий.
Мы видим, что главный администратор по сбыту имеет штабные функции (совещательную власть) по отношению к другим директорам по сбыту и имеет функциональные, или специализированные, полномочия (полученные от генерального администратора в части, относящейся к сбыту) по отношению к региональному директору. Диаграмма наглядно показывает, с одной стороны, что эти связи представляют собой нечто большее, чем информационные и совещательные (консультативные) связи, а с другой - что региональный директор имеет право апеллировать непосредственно к генеральному администратору по поводу распоряжений, отдаваемых, например, генеральным администратором по сбыту. В данном случае речь идет о линейной и совещательной структуре (так называемой функциональной структуре) с добавлением связей, возникающих в результате передачи некоторых специализированных полномочий.
Рис. 9. Пример функционально-сбытовой органиграммы фирмы
Наконец, в этой же самой структуре мы видим связь, обозначенную пунктиром. Эта связь информационного и совещательного (консультативного) характера имеет нисходящее направление, но она предполагает наличие постоянных взаимоотношений. Это функциональная служба, отнесенная к определенному уровню системы управления, в которой специалист, находящийся на нижней ступени, подчиняется линейному начальнику.
Органиграмма, понимаемая в широком смысле, содержит, как правило, структуры управления и перечень функций, осуществляемых каждым руководителем.
- Математическое моделирование в строительстве
- Содержание:
- Введение
- 1. Обзор применения моделей в экономике
- 1.2. Развитие моделирования в России
- 2. Основные виды задач, решаемых при организации, планировании и управлении строительством
- 2.1. Задачи распределения
- 2.2. Задачи замены
- 2.3. Задачи поиска
- 2.4. Задачи массового обслуживания или задачи очередей
- 2.5. Задачи управления запасами (создание и хранение)
- 2.6. Задачи теории расписаний
- 3. Моделирование в строительстве
- 3.1. Основные положения
- 3.2. Виды экономико-математических моделей в области организации, планирования и управления строительством
- 3.2.1. Модели линейного программирования
- 3.2.2. Нелинейные модели
- 3.2.3. Модели динамического программирования
- 3.2.4. Оптимизационные модели (постановка задачи оптимизации)
- 3.2.5. Модели управления запасами
- 3.2.6. Целочисленные модели
- 3.2.7. Цифровое моделирование (метод перебора)
- 3.2.8. Имитационные модели
- 3.2.9. Вероятностно - статистические модели
- 3.2.10. Модели теории игр
- 3.2.11. Модели итеративного агрегирования
- 3.2.12. Организационно-технологические модели
- 3.2.13. Графические модели
- 3.2.14. Сетевые модели
- 4. Организационное моделирование систем управления строительством
- 4.1. Основные направления моделирования систем управления строительством
- 4.2. Аспекты организационно-управленческих систем (моделей)
- 4.3. Деление организационно-управленческие моделей на группы
- 4.4. Виды моделей первой группы
- 4.4.4. Интегрированные информационно-функциональные модели
- 4.5. Виды моделей второй группы
- 4.5.3. Модель факторного статистического анализа управленческих связей
- 4.5.4. Детерминированные функциональные модели
- 4.5.5. Организационные модели массового обслуживания
- 4.5.6. Организационно-информационные модели
- 4.5.7. Основные этапы и принципы моделирования
- 5. Методы корреляционно-регрессивного анализа зависимости между факторами, включаемыми в экономико-математические модели
- 5.1. Виды корреляционно-регрессивного анализа
- 5.2. Требования к факторам, включаемым в модель
- 5.3. Парный корреляционно-регрессивный анализ
- Метод наименьших квадратов
- Методы оценки
- 5.4. Множественный корреляционный анализ
- Глава I
- Глава II Задачи распределения
- Иванова Светлана Сергеевна Математическое моделирование в строительстве