logo
Выявление экономических закономерностей в условиях ООО "Мясная традиция"

1.2.3 Анализ прибыли и рентабельности продукции

Результирующими показателями, характеризующими деятельность ООО "Мясная традиция" являются прибыль от реализации и рентабельность продукции (таблицы 1.9, 1.10) [2,4,5,6,8].

Таблица 1.9 - Прибыль от реализации продукции ООО "Мясная традиция"

Показатель

2005

2006

2007

Отклонение

абсолютное

относительное, %

2006/

2005

2007/

2006

2006/

2005

2007/

2006

Объем производства, кг

151008

157262

157135

6254

-127

4,14

-0,1

Цена, грн/кг

12,36

13,41

15,20

1,05

1,79

8,53

13,4

Себестоимость, грн/кг

11,94

12,85

14,68

0,91

1,83

7,61

14,2

Прибыль от реализации, грн.

62567

88302

81810

25735

-6493

41,13

-7,4

Прибыль от реализации продукции предприятия в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 25,7тыс.грн., или на 41,1%, а в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилась на 6,5 тыс.грн., или на 7,4%.

Такое изменение обусловлено изменением:

- цены продукции;

- себестоимости единицы продукции;

- объема реализации.

Для определения влияния каждого из факторов необходимо провести факторный анализ, основанный на приеме цепных подстановок.

Для определения влияния цены используем формулу:

, (1.2)

= (13,41-12,85)*157262 - (12,36-12,85)*157262=165425 грн.

= (15,2-14,68)*157135,00 - (13,41-12,85)*157135=280610,95 грн.

Для определения влияния изменения себестоимости:

, (1.3)

= (12,36-12,85)*157262-(12,36-11,94)*157262= -142616 грн.

=(13,41-14,68)*157135,00 - (13,41-12,85)*157135= -287032,46 грн.

Для определения влияния изменения объема производства:

, (1.4)

= (12,36-11,94)*157262-(12,36-11,94)*151008= 2927 грн.

=(13,41-12,85)*157135,00 - (13,41-12,85)*157261,5= -71,03 грн.

Баланс факторов:

165425-142616+2927=25735

280610,95-287032,46-71,03 = -6492,54

Таким образом, в 2006 году прибыль предприятия возросла на 25,7тыс.грн, в том числе за счет увеличения цены на 165,4 тыс.грн., роста объема производства - на 2,9тыс.грн., отрицательно на изменение прибыли повлияло изменение себестоимости - -142,6тыс.грн.

В 2007 году прибыль предприятия возросла за счет роста цены на 280,6тыс.грн., но при этом отрицательно (-287,0тыс.грн.) на величину прибыли от реализации повлиял рост себестоимости продукции. Практически неизменным оставался объем производства, поэтому его влияние на прибыль незначительно (-71,03 грн.).

Прибыль и рентабельность по видам продукции представлена в таблице 2.7. Средняя рентабельность продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 0,9% и снизилась в 2007 году по сравнению с 2006 на 0,82 п.п. При этом наибольшее снижение в 2007 году наблюдалось по колбасам вареным и сарделям - -1,7п.п. и -0,83 п.п. соответственно.

Наибольшая рентабельность наблюдается по основным видам продукции - колбасам вареным и копченым, самая низкая рентабельность наблюдается по мясным деликатесам.

По видам продукции наибольшая рентабельность наблюдалась по колбасам вареным и колбасам копченым - 3,86% и 3,61% соответственно. Хотя необходимо отметить снижение рентабельности по этим ассортиментным группам в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

Наибольшую рентабельность в 2007 году имеют "Сервелат" (8,75%), вареные колбасы "Молочная" (7,08%) и "Говяжья" (5,03%).

Низкая рентабельность имеет место при производстве мясных деликатесов, что объясняется высокими затратами на их производство. Значительные затраты обусловлены неполной загрузкой мощностей по производству такой продукции. Однако данная ассортиментная группа является стратегически важной.