Введение
Актуальность темы исследования
На потребительском рынке РФ в минувшие дни стремительно возросла конкуренция, рыночная внутренняя структура усложняется, постоянно возрастает появление новых продуктов, как и способы их маркетинга и дистрибуции. Изменения эти касаются и рынка сотовой связи в значительной мере, и о данном рынке можно говорить как о таком, который является наиболее сложно организованном рынке потребителя. Поэтому потребитель довольно нередко осуществляет переход от одного мобильного оператора связи к другому, что вызвано такими причинами, как:
а) различная ценовая политика;
б)качество получаемой связи, которая предоставляется телекоммуникационными компаниями.
Степень разработанности проблемы:
Рассматриваемая мною проблема существует не так давно и по своей сущности является бытовой. Научных работ, теорий и различных методов ей посвящено не было. Но на сегодняшний день весомым является тот факт, что Государственная Дума Российской Федерации осуществила принятие Федерального закона « О смене сотовых операторов с сохранением номера», тем самым, по факту, отменяя «мобильное рабство», то есть предоставила возможность абонентам менять сотовых операторов, сохраняя при этом прежний номер. Закон вступил в силу с 1 декабря 2013 года. Операторы смогут взимать плату за сохранение своего номера при переходе от одного оператора мобильной связи к другому, однако стоимость услуги не должна будет превышать ста рублей то есть, говоря простыми словами, данный закон позволяет абонентам осуществлять смену мобильного оператора, но, при этом, сохранять номер своего телефона. Еще сравнительно недавно эта проблема была значительной, потому что в случае, если мобильный оператор по различным причинам перестал быть выгодным пользователю (например, если он увеличил стоимость своих услуг, или, к примеру, если качество связи, которая им предоставляется, ухудшилось), то в этом случае пользователь оказывался в достаточно сложном положении : ему или необходимо было изменить номер своего телефона (а следовательно- для многочисленных контактов быть потерянным, или находится в весьма неудобной ситуации и сообщать всем о смене номера своего телефона) или же продолжать пользоваться услугами такого мобильного оператора, которые, ясное дело, являются для него невыгодными, а, тем самым, неподходящими.
Цель и задачи исследования:
В данном исследовании мне бы хотелось рассмотреть следующие вопросы:
· по какому критерию абонент осуществляет выбор для себя оператора мобильной связи;
· по какому критерию абонент осуществляет выбор тарифного плана.
И эти вопросы связаны с тем, чтобы использование этих услуг было для абонента выгодным.
Объект исследования:
Для моего исследования я выбрал следующие объекты - это такие операторы мобильной связи, как TELE2 и Megafon (см. прил. Рис. 2,3). И, основываясь на сравнении данных операторов, мне будет предоставлена возможность показать практически, какая из выбранных мной для исследования сотовых связей окажется выгоднее.
Предмет моего исследования:
Сравнение выбранных мною для исследования операторов мобильной свзяи- это составляет предмет моего исследования. (см. график 1). Осуществляя сравнение тарифных планов данных операторов, можно сказать о том, что особенно большой разницы в тарифных планах нет, но обслуживание Интернет- соединения у Мегафона является наиболее выгодным и быстрым ( в связи с использованием соединения 4 G ), чем у Теле 2. ( см. график 2).
График 1- количество абонентов пользующиеся разными видами сотовой связи (2014 год).
График 2-Статистика выхода интернет по сотовым операторам
1. Ключевые положения
Если говорить об особенностях выбора абонентом мобильного оператора связи, то они состоят в следующем:
· Осуществление потребления мобильных услуг связи является индивидуальным, так как каждый из абонентов является уникальным пользователем, на которого влияют различные внешние факторы ( размер платы за услуги сотовой связи, а так же фактор сезонности и времени дня или ночи);
· Так же выбор находится в зависимости от таких личных характеристик абонента, как круг лиц, с которыми он общается а так же ценовая эластичность. Следовательно, можно сказать о том, что агенты- абоненты, являются существенно гетерогенными.
· Потребление абонентом услуг является неравномерным по времени, а так же находится в зависимости от сезона, от времени суток, когда они используются.
· Для рынка являются характерными множественные обратные связи. К примеру, приток новых пользователей приводит к тому, что снижается качество связи, что обуславливаются ростом трафика, и уменьшает динамику роста пользователей.
Каждое из явлений для абонента возможно зависит от его личных характеристик, текущего и предшествующих состояний его и других лиц, « среды» в целом. К примеру, событие, которое заключается в том, что абонент посещает салон связи, может быть вызвано разнообразными событиями- триггерами: рекомендациями друзей, появлениям новых тарифных планов или достижениями предельного значения «неудовлетворенности» от качества услуг связи другого оператора.
Выбор пользователя мобильной связи определяется возможной выгодностью тарифа, так же рекомендацией дилера, его первоначальными предпочтениями и инерционным фактором. Для того, чтобы определить выгодность тарифа в тот момент, когда производится выбор, абонент осуществляет оценку возможных стоимостных расходов, учитывая свой профиль пользования услуг.