Моделирование цепочек творческой деятельности
Теперь мы можем расширить цепочку Нечаева, показанную на рис. 25 до следующего:
Рис. 30. Цепочка творческой деятельности
Здесь П - потребность, ММ - мотивационные механизмы, описанные выше, С - проблемная ситуация, а за ней идёт блок разрешения противоречий. Причём сам механизм разрешение противоречий уже имеет фишку, это означает, что он будет работать даже в том случае, если фишек снаружи нет. То есть наш мозг будет разрешать противоречия даже тогда, когда у него нет проблемной ситуации. По сути в этом механизме и заложен процесс познания, в том числе и непроизвольного.
Сама проблемная ситуация представлена только позицией. Но здесь надо рассмотреть то, каким образом мы получаем информацию от внешнего мира. По Нечаеву [1] познание опять же состоит из цепочки: Восприятие Осознание Осмысление Означивание. Для моделирования данного процесса сетью Петри применим понятия пред и постусловий и событий.
Но для начала разберём, каким образом может приходить информация. У человека информация поступает от пяти или шести органов и чувств. Это:
1) Зрение (З)
2) Слух (С)
3) Вкус (В)
4) Обоняние (Н)
5) Осязание (О)
6) Вестибулярный аппарат (Т)
Обозначения в скобках понадобятся далее.
В силу среды распространения информации для каждого из чувств, время работы будет различно. Также различен и цикл управления, получения и обработки данных от органа. Например, для зрения источником информации является свет. Но в силу химической природы зрения, световая волна, распространяющаяся со скоростью 300000 км/с не может быть воспринята с такой же скоростью. Максимальная световая чувствительность палочек глаза достигается после достаточно длительной темновой. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум, максимальный оптимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света составляет величину порядка 10?9 эрг/с, что эквивалентно потоку нескольких квантов оптического диапазона в секунду через зрачок.
Весь диапазон яркостей, которые наш зрительный механизм способен воспринять, огромен: от 10?6 кд*м? для глаза, полностью адаптированного к темноте, до 106 кд*м? для глаза, полностью адаптированного к свету, или на 12 порядков яркости! Механизм такого широкого диапазона чувствительности кроется в разложении и восстановлении фоточувствительных пигментов в фоторецепторах сетчатки -- колбочках и палочках.
Для слуха ситуация уже не такая печальная. В целом человеческое ухо и мозг при дальнейшей обработке различает диапазон порядка 20мс, равное времени прохождения звука в воздухе на расстоянии между правым и левым ухом. Такое соотношение сложилось эволюционно, но на низком уровне не объясняется. Очевидно, что природа в процессе эволюции считает, что человеку не нужно распознавать более малые интервалы звука. Хотя для большинства людей подобный интервал в 10 раз больше. Поэтому, например, в мобильной связи комфортной для разговора считается задержка порядка 200мс.
А вот для оставшихся органов (за исключением вестибулярного аппарата) скорость получения информации сравнима со скоростью обработки. Например вкус, который обусловлен рецепторами языка. Сама природа вкуса - химическая, обусловленная диффузией микрочастиц между языком и предметом. Аналогично, обоняние обусловлено диффузией частиц воздуха в носу. А за осязание вообще отвечают два типа медленных рецепторов.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что, при одновременном воздействии на какие-то органы чувств, следует помнить о времени осуществления этих воздействий. За один и тот же промежуток времени информация, пришедшая по зрительному каналу пройдёт гораздо больше циклов обработки, нежели информация от кожи по осязанию. На этом, кстати, основаны техники вида НЛП, когда человека заставляют ассоциировать звуковую информацию с прикосновениями. Оказывается, что такой вид взаимодействий очень эффективно заносится в долговременную память именно на основании прикосновения. Хотя строго научных объяснений этому процессу так и не найдено.
Теперь применим механизм синхронизации процессов по критической секции [5] для синхронизации процесса работы с памятью и процесса записи в память, вспомним про первую и вторую сигнальные системы [13,14,15] и попробуем свести воедино процесс работы головного мозга.
Рис. 31. Принципиальная схема работы механизма восприятия в виде сети Петри
Основной компонент схемы - ЦММ - центральные мозговые механизмы. Выше было показано, что они могут запускать механизмы мотивации, но здесь эти же механизмы выполняют немного другую роль. Рассмотри получившуюся схему по этапам.
Сначала идёт восприятие от какого-то из органов чувств. Здесь внешний вход моделируется в терминах событий t1 - переход, означающий получение информации от внешнего мира. Позиция W - это условие, которое означает ожидание входной информации. Строго говоря длительность этого ожидания - элементарный квант времени, но как было сказано выше, у каждого органа своё внутреннее понятие интервала времени. Поэтому следующий комплект переход-позиция не является синхронным.
Далее в виде условного блока из двух переходов по бокам и позиций, одной пустой с буквой, другой с фишкой, показано действие каждого из вышеописанных органов чувств со своими обозначениями. Фишка означает то, что данное чувство всегда находится в ожидании.
После чего каждый выход поступает на основной ЦММ. В зависимости от реакции ЦММ в действие вступает первая или вторая сигнальная система или обе сразу. Параллельно с этим и как результат работы сигнальных систем в том числе в нашем мозге всегда работает механизм памяти. Образно он представлен 4мя переходами с 3мя позициями, причём центральная позиция имеет фишку и она является общим ресурсом. Остальная модель памяти взята в соответствии с [5]. M1 - это процесс записи в память, M2 - процесс чтения из памяти. Похожим образом работают реальные системы баз данных. Причём даже из схемы видно, что несмотря на отсутствие входной информации, механизмы работы с памятью всегда работают и стимулируют центральные мозговые механизмы.
Можно видеть недостаток представления на рис. 21. Мы не рассматриваем уровни памяти.
графический петри моделирование синхронизация
- Введение
- Общие понятия о сетях Петри
- Применение сетей Петри к задачам моделирования
- Моделирование конечных автоматов
- Параллельные вычисления и синхронизация
- Моделирование процесса усвоения знаний
- Моделирование процесса усвоения знаний методом сетей Петри
- Моделирование мотивационных механизмов
- Моделирование цепочек творческой деятельности
- Трёхуровневая модель витального интеллекта
- Принципы оценки эффективности усвоения знаний
- Непроизвольные методы получения знаний
- Запоминание и сон
- Оценка эффективности знаний, полученных во сне
- Сон в философии Турья
- Прикладная часть курсового проекта
- Особенности разработки программы
- Руководство пользователя
- 51. Предметная интерпретация. Применение сетей Петри.
- 4.4. Имитационное моделирование. Сети Петри
- 1. Сети Петри. Моделирование процессов на основе сетей Петри.
- Моделирование параллельных процессов. Применение аппарата сетей Петри.
- 3.2.2. Сети Петри
- Сети Петри
- Применение сетей Петри к задачам моделирования
- Сети Петри для моделирования. Моделирование программного обеспечения сетями Петри (блок-схемы, обеспечение параллелизма).
- Моделирование. Природа моделируемых систем. Применение теории сетей Петри. Прикладная и чистая теории сетей Петри.
- Сети Петри