logo search
Анализ использования прибыли УП "Брестоблсоюзпечать"

7. Выявление резервов роста прибыли;

8. Разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

Основной же задачей, как и при анализе других показателей, является реальное отражение хозяйственного процесса на предприятии для принятия правильных управленческих решений.

Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушений договорной, технологической и финансовой дисциплины.

Источниками информации для анализа формирования и использования прибыли на предприятии являются:

ь формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли, «Расчетный баланс доходов и расходов» (финансовый план);

ь формы бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках»;

ь данные текущего бухгалтерского учета по счету 99 «Прибыли и убытки» .

В соответствии с Разделом VIII «Финансовые результаты» Инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета установлены счета учета, предназначенные для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

Доходы в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности организации подразделяются на:

- доходы по текущей деятельности;

- прочие доходы;

Расходы организации подразделяются на:

- расходы по текущей деятельности;

- прочие расходы;

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187» установлены новые формы бухгалтерской отчетности:

· бухгалтерский баланс;

· отчет о прибылях и убытках;

· отчет об изменении капитала;

· отчет о движении денежных средств;

· пояснительная записка.

В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов, исходя из характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения (доходы от обычных видов деятельности или прочие поступления - операционные, внереализационные).

Прибыль, как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства другой предпринимательской деятельности. Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере коммерции представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения. В условиях рыночной экономики прибыль является: одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов; источником самофинансирования развития предприятия; основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия; источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам. Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основной задачей анализа распределения и использования прибыли, как и при анализе других показателей, является реальное отражение хозяйственного процесса на предприятии для принятия правильных управленческих решений. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

2.1 Характеристика организации УП «Брестоблсоюзпечать»

Торговое республиканское унитарное предприятие «Брестоблсоюзпечать» создано приказом Белорусского республиканского объединения «Союзпечать» от 11.12.1990 года № 81, зарегистрировано исполкомом администрации Ленинского района г. Бреста решением № 548 от 18 декабря 1996 года в реестре общереспубликанской регистрации за № 0011 под наименованием «Брестское областное оптово-розничное предприятие «Белсоюзпечать».

Вышестоящим органом является Министерство информации.

Предприятие является юридическим лицом республиканской формы собственности, действует на основании Устава (утвержденного приказом Министерства информации Республики Беларусь № 102 от 13.06.2007 года и зарегистрировано в Брестском областном исполнительном комитете от 20.08.2007 г. № 15019), принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в ОАО «Белинвестбанк», печать со своим наименованием и изображением герба Республики Беларусь, угловой и иные штампы, свой фирменный бланк, и иные реквизиты юридического лица.

Целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.

В соответствии с целью УП «Брестоблсоюзпечать» осуществляет следующие виды деятельности:

• организация оптовой, розничной торговли периодическими, непериодическими изданиями, бланочной продукцией и другими товарами народного потребления;

• оказание услуг по продаже телефонных и интернет-карт, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов;

• оказание маркетинговых и рекламных услуг, услуг по предпродажной подготовке газет;

• аренда.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется согласно Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. № 3321-XII (ред. От 26.12.2007 г.), Постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» от 17.04.2002 г. № 62 (ред. От 26.05.2008 г.), внутреннего приказа «Об учетной политике на 2011 год» от 31.12.2010 г. № 375-п и других нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Учет товаров ведется по розничным ценам с отражением торговой надбавки (скидки) с последующим списанием стоимости реализованных товаров и сторнированием суммы скидок (надбавок) в части, относящейся к реализованным товарам.

Определение выручки от реализации товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов производится по мере их оплаты покупателем.

Счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается по окончании полугодия.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 г. № 1887 прибыль, остающуюся после уплаты налогов, сборов и платежей можно использовать по следующим направлениям:

• на накопление для финансирования капитальных вложений;

• на потребление;

• на покрытие убытков в соответствии с законодательством;

• на иные цели в соответствии с законодательством.

По данным Отчета о прибылях и убытках (Приложение А) можно составить таблицу основных экономических показателей деятельности предприятия (таблица 2.1.1).

Таблица 2.1.1 - Динамика основных экономических показателей

Наименование показателей

Значение, млн. руб.

Изменение 2010 к 2009 г.

Изменение 2011 к 2010 г.

2009 год

2010 год

2011 год

млн.

%

млн.

%

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

32443

38617

48498

6174

119,03

9881

125,59

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

26578

31732

39050

5154

119,39

7318

123,06

Операционные доходы

39

51

59

12

130,77

8

115,69

Операционные расходы

18

23

28

5

127,78

5

121,74

Внереализационные доходы

74

156

226

82

210,81

70

144,87

Внереализационные расходы

385

492

619

107

127,79

127

125,81

Чистая прибыль

390

577

457

187

147,95

-120

79,2

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения:

В 2010 году выручка от реализации составила 38617 млн. руб. , что на 6174 млн. больше по сравнению с 2009 годом. Себестоимость составила 31732 млн. руб., что на 5154 млн. больше по сравнению с 2009 годом.. В 2011 году выручка от реализации составила 48498 млн. руб., что на 9881 млн. больше по сравнению с 2010 годом. Себестоимость составила 39050 млн. руб., что на 7318 млн. больше по сравнению с 2010 годом [12].

В 2010 году внереализационные доходы составили 156 млн. руб., что на 82 млн. больше, чем в 2009 году. Внереализационные расходы составили 492 млн. руб, что на 107 млн. больше, чем в 2009 году. В 2011 году внереализационные доходы составили 226 млн. руб., что на 70 млн. больше, чем в 2010 году. Внереализационные расходы составили 619 млн. руб, что на 127 млн. больше, чем в 2010 году.

Что касается чистой прибыли отчетного года, то она в 2010 году составила 577 млн. руб., что на 187 млн. больше, чем в 2009 году, а в 2011 году - 457 млн. руб, что на 120 меньше, чем в 2010 году [8].

По всем показателям, представленным в таблице видим рост по всем статьям, что говорит о неплохом финансовом положении данного предприятия. Однако в 2011 году снизилась чистая прибыль на 120 млн. руб., по сравнению с 2010 годом, и это связано с тем, что в этом году был кризис.

2.2 Анализ распределения и использования чистой прибыли по основным направлениям

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.

Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним; планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам по удорожанию стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, резервный фонд может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию. На предприятии «Брестоблсоюзпечать» резервный фонд не создается.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:

1. дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом;

2. проводится факторный анализ образования фондов;

3. дается оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.

Создание правильных соотношений при распределении прибыли между основными направлениями обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности производства и торговли.

Так, прибыль, полученная на предприятии должна быть распределена по соответствующим направлениям: на уплату в бюджет, выплату налогов и т.д. Рассмотрим подробно, по каким направлениям была распределена прибыль на предприятии, для этого воспользуемся формой «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение А) и формой «Отчет об изменении капитала» (Приложение Б) и составим следующую аналитическую таблицу (таблица 2.2.1)[13].

Таблица 2.2.1 - Распределение прибыли предприятия

Наименование показателей

Ед. изм.

2009 год

2010 год

2011 год

Отклонение

2010 от 2009

Отклонение

2011 от 2010

Прибыль отчетного года

млн. руб.

1003

1346

1407

343

61

Налогооблагаемая прибыль

млн. руб.

624

865

791

241

-74

Налог на прибыль и иные платежи

млн. руб.

234

288

334

54

46

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

млн. руб.

390

577

457

187

-120

Прибыль, направленная:

а) в фонд накопления

млн. руб.

290

436

352

146

-84

б) в фонд потребления

млн. руб.

100

104

61

4

-43

в) другие цели

млн. руб.

37

44

37

7

Удельный вес фонда накопления

в чистой прибыли

%

74,36

75,56

77,02

1,2

1,46

Удельный вес фонда потребления в чистой прибыли

%

25,64

18,03

13,35

-7,61

-4,68

Удельный вес прибыли, направляемой на другие цели

в чистой прибыли

%

6,41

9,63

3,22

Удельный вес фонда накопления в чистой прибыли (2009) = 290/390*100%= 74,36 %;

Удельный вес фонда накопления в чистой прибыли (2010) = 436/577*100%= 75,56 %;

Удельный вес фонда накопления в чистой прибыли (2011) = 352/457*100%= 77,02 %;

Удельный вес фонда потребления в чистой прибыли (2009) = 100/390*100%= 25,64 %;

Удельный вес фонда потребления в чистой прибыли (2010) = 104/577*100%= 18,03 %;

Удельный вес фонда потребления в чистой прибыли (2011) = 61/457*100%= 13,35 %;

Удельный вес прибыли, направляемой на другие цели в чистой прибыли (2010) = 37/577*100% = 6,41 %;

Удельный вес прибыли, направляемой на другие цели в чистой прибыли (2011) = 44/457*100% = 9,63 %.

Как показывает анализ, в распоряжении предприятия в 2009 году осталось 390 млн. руб. прибыли, в 2010 году - 577 млн. руб., в 2011 году - 457 млн. руб.. Данную прибыль предприятие распределяет на фонд накопления, фонд потребления и другие цели (членство в СИРП).

Произведя расчет удельного веса прибыли, направляемой на создание фондов в сумме чистой прибыли, можно сделать вывод о том, что предприятие увеличивает процент отчисления прибыли в фонд накопления, при этом уменьшает отчисления в фонд потребления.

Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

Фонд потребления может использоваться на коллективные нужды и индивидуальные. За счет фонда потребления предприятие «Брестоблсоюзпечать» выплачивает работникам вознаграждения по итогом работы за год, выдает ссуды работникам.

В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

Проанализируем план и состав прибыли отчетного периода. для этого воспользуемся формой «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение А) и составим следующую аналитическую таблицу (таблица 2.2.2).

Таблица 2.2.2 - Анализ плана и состава прибыли отчетного периода

Показатели

Отчетный год

Отклонение, (+/-)

Выполнение плана , %

план

факт

Прибыль отчетного года

1288

1407

119

109,2

Прибыль от реализации

1637

1775

138

108,4

Прибыль (убыток)от операционных доходов и расходов

23

25

2

108,7

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

-372

-393

-21

-105,6

В ходе анализа была выявлено, что:

- плановый показатель прибыли от реализации перевыполнен на 8,4 %,;

- прибыль от операционных доходов на 8, 7 %;

- прибыль отчетного года на 9,2 %.

Показатель прибыли (убыток) от внереализационных доходов и расходов недовыполнен на 5,6 %.

Рассмотрим факторную модель прибыли.

Пр = Выручка - себестоимость - налоги;

Пр 0 = выручка 0 - себестоимость 0 - налоги 0 ;

Пр 1 = выручка 1 - себестоимость 1 - налоги 1 ;

?Пр = Пр1 - Пр 0 ;

Пр 0 = 38617-31732-3201=3684 млн.руб

Пр 1= 48498-39050-4042=5406 млн.руб

?Пр = 5406-3684=1722 млн.руб

Пр.усл1= выручка 1 - себестоимость 0 - налоги 0 ;

Пр.усл2= выручка 1 - себестоимость 1 - налоги 0 ;

Пр.усл1= 48498-31732-3201= 13565 млн.руб

Пр.усл2= 48498-39050-3201= 6247 млн.руб

?Пр (выручка) = Усл1 - Пр 0 ;

?Пр (себестоимость) = Усл2 - Усл 1 ;

?Пр (Налоги) = Пр1 - Усл 2 ;

?Пр (выручка) = 13565-3684 = 9881 млн.руб

?Пр (себестоимость) = 6247- 13565 = -7318 млн.руб

?Пр (Налоги) = 5406 - 6247 = - 841 млн.руб.

В 2011 (отчетном) году в сравнении с 2010 (базисным) прибыль увеличилась на 1722 млн.руб, за счет увеличения выручки на 9881 млн.руб, за счет уменьшения себестоимости на 7318 млн.руб и уменьшения налогов на 841 млн.руб.

Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на перепродажу автомобилей, штрафы, санкции и др. Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Чистую прибыль предприятие «Брестоблсоюзпечать» распределяет на фонд накопления и фонд потребления. Наибольший удельный вес занимают отчисления в фонд накопления.

3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ

3.1 Пути увеличения прибыли на предприятии

Прибылью называют ту часть чистого дохода общества, которая создается на данном предприятии и непосредственно зависит от уровня его производственно-хозяйственной деятельности. Иными словами, прибыль - это денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства, которая принимает форму чистого дохода. Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любого коммерческого предприятия. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции и услуг в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

- объема реализации продукции;

- ее структуры;

- себестоимости;

- уровня среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Для того чтобы определить пути, направленные на увеличение прибыли, начнем со следующего равенства: прибыль = заработок - затраты.

Для того чтобы увеличить прибыльность, необходимо в тоже самое время увеличить и заработок, (при этом стараясь не увеличивать затраты), или одновременно увеличивать заработок и уменьшать затраты.

Ниже приведены 3 альтернативы для увеличения прибыльности, которые необходимо детально разобрать и которые являются весьма актуальными:

1. Увеличение цен при сохранившемся значении издержек.

Заработок может быть увеличен несколькими путями:

- Поднятием цен на ваш продукт;

- Поднятием уровня продаж;

- Увеличением разности между ценой и себестоимостью товара.

Установленные цены могут пересматриваться один или два раза в год, но увеличивать цену на товар необходимо в условиях сохранения конкурентоспособности. Другим важным критерием, который необходимо учитывать перед повышением цен, является тип продукта или продаваемой услуги. Существуют такие категории, к которым покупатели относятся лояльно и готовы заплатить чуть больше за них, лишь бы качество и вкус товара оставались на высоте.

2. Снижение издержек или себестоимости при сохранившемся значении заработка.

Второй альтернативой является снижение суммы общих затрат. Это может быть достигнуто уменьшением себестоимости товара. Введение в эксплуатацию продукции высоких технологий, т.е. конвейеров, которые эффективно решают эту проблему. Другим важным инструментом в понижении общих затрат является внедрение новых методов управления, таких как совместная деятельность. Многие предприятия - лидеры решают проблему повышения цены на производимый товар путем уменьшения количества производимой продукции. Но не забывайте о том, что уменьшение себестоимости товаров или услуг не должно повлиять на ухудшение их качества.

3. Одновременное увеличение цен и уменьшение себестоимости.

Это может быть достигнуто путем массового производства. Принцип экономики, обусловленный ростом масштаба производства, может привести к желаемой цели.

Основные пути увеличения прибыли:

1) увеличение выпуска продукции - за счет увеличения объема работ, реализуемых в виде технологически законченных этапов или объектов. Это экстенсивный путь повышения прибыли или рентабельности;

2) улучшение качества продукции - за счет улучшения качественных показателей производства роста производительности труда, снижения материалоемкости производства, сокращения сроков и других показателей, способствующих в конечном итоге снижению себестоимости работ. Это интенсивный путь роста;

3) продажа излишнего оборудования или сдача в аренду-предприятие для получения дополнительной прибыли продает ненужное оборудование или сдает его в аренду на определенный срок за определенную плату;

4) снижение себестоимости продукции - самое лучшее мероприятие для получения дополнительной прибыли;

5) расширение рынка продаж - за счет расширения территорий продаж на рынке прибыль увеличивается;

6) найм более классифицированных работников - за счет этого продукция становится наиболее качественной, продукция выполняется точно в срок и т.д