Социально-экономический анализ развития предпринимательства

курсовая работа

2.1 Оценка влияния групп индикаторов на показатели развития малого и среднего предпринимательства

1. Количество занятых на малых предприятиях на 10 000 человек

Рис. 1. Результат регрессионного анализа зависимости количества занятых на малых предприятиях на 10 000 человек от пяти групп индикаторов.

Как видно из данной модели, наибольшее влияние на количество занятых в малых предприятиях на 10 000 человек оказывают:

· Качество инфраструктуры: с увеличением качества инфраструктуры на 1 (max 100), количество занятых в малом предпринимательстве на 10 000 человек увеличится на 5,127.

· Качество программы по поддержке предпринимательства: с увеличением качества программы на 1 (max 100), количество занятых в малом предпринимательстве на 10 000 человек увеличится на 1,637.

· Качество административной среды: с увеличением качества административной среды на 1 (max 100), количество занятых в малом предпринимательстве на 10 000 человек увеличится на 0,83.

2. Доля доходов от малого бизнеса от общих налоговых доходов

Рисунок 2. Результат регрессионного анализа зависимости доли доходов от малого бизнеса от общих налоговых доходов от пяти групп индикаторов.

Как видно из данной модели, наибольшее влияние на долю налогов, полученных от представителей малого и среднего предпринимательства, от общих налоговых доходов региона оказывают:

· Качество административной среды: с улучшением качества административной среды на 1 (max 100), доля налогов, полученных от представителей малого и среднего предпринимательства, от общих налоговых доходов региона *1000 увеличится на 0,46.

· Качество программы по поддержке предпринимательства: с улучшением качества программы по поддержке предпринимательства на 1 (max 100), доля налогов, полученных от представителей малого и среднего предпринимательства, от общих налоговых доходов региона *1000 увеличится на 0,37.

3. Количество малых предприятий на 10 000 человек

Рис. 3. Результат регрессионного анализа зависимости количества малых предприятиях на 10 000 человек от пяти групп индикаторов.

Как видно из данной модели, наибольшее влияние на количество малых предприятий на 10 000 человек оказывают:

· Качество программы по поддержке предпринимательства: с улучшением качества программы по поддержке предпринимательства на 1 (max 100), количество малых предприятий на 10 000 человек увеличится на 2,355

· Качество административной среды: с улучшением качества административной среды на 1 (max 100), количество малых предприятий на 10 000 человек увеличится на 1, 596

· Качество людских ресурсов: с улучшением качества людских ресурсов на 1 (max 100), количество малых предприятий на 10 000 человек увеличится на 0,776

Как видно из приведенных выше моделей, финансовый климат во всех моделях оказывает слабое влияние на результат поддержки малого предпринимательства, что может быть объяснено следующими причинами:

1. Расхищение финансовых средств, в следствие чего выделенные финансы не доходят до целевого потребителя;

2. Недоверие населения к банковскому сектору, вне зависимости от предлагаемой процентной ставки. Только четверть от опрошенных в Исследовании ОПОРЫ предпринимателей хоть раз подавали заявку на кредит в банке, причем 17% случаев заявка была отклонена.

3. В России популярным решением финансовых трудностей является заимствование у друзей и родственников.

Второй по неэффективности мерой поддержки является улучшение человеческого капитала населения, так как оно оказывает среднее влияние только на количество малых предприятий на 10 000 человек, а на остальные индикаторы оно оказывает слабое влияние.

Несмотря на то, что качество инфраструктуры слабо влияет на налоговые поступления от малого предпринимательства и на количество самих малых предприятий, оно оказывает наибольшее влияние на количество занятых на малых предприятиях. Данный факт можно объяснить тем, что предприниматели не знают о существующих новых инфраструктурных методах поддержки предпринимательства.

Улучшение административного климата является второй по эффективности мерой поддержки предпринимательства, так как во всех моделях оно оказывает как минимум среднее влияние на поддержку предпринимательства. Проблема административных барьеров является актуальной для 71% предпринимателей Исследование ОПОРЫ, причем треть респондентов отметили высокий уровень административных барьеров в своих регионах. Административные барьеры сковывают действия предпринимателей на протяжении всего цикла реализации своей продукции: от закупки товаров вследствие таможенных процедур до его сбыта, где предприниматели подвергаются нападкам со стороны налоговых органов и иных представителей власти. Следовательно, улучшая административный климат:

1. Предприниматель сможет быстрее увеличить свой оборот, что повлияет на налоговые отчисления

2. Предприниматель сможет позволить себе увеличить штат сотрудников, что отразится на количестве занятых на малых предприятиях

3. Улучшится доступность и привлекательность предпринимательской деятельности, что повлияет на количество малых предприятий.

Наиболее эффективной мерой поддержки предпринимательства, как показали приведенные выше модели, является улучшение качества программы по поддержке предпринимательства. Следует отметить, что это также и самый легкодоступный, быстрый и бюджетный вариант воздействия на предпринимательство. Кроме того, улучшение программ по поддержке предпринимательства является перспективным направлением улучшения предпринимательского климата в виду следующих двух факторов

1. Высокий уровень оказываемых по программе услуг: 74% представителей малого и среднего предпринимательства оценивают качество программных услуг на 4 из 5 и более.

2. Огромное количество предпринимателей, не участвующих в программах. Так, в 2012 году только 24% предпринимателей ответили, что они участвуют в региональных программах по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Делись добром ;)