Социально-экономический анализ развития предпринимательства

курсовая работа

1.2 Методология оценки индикаторов

1. Индикаторы развития малого предпринимательства

1.1. Количество занятых в малом предпринимательстве на 10 000 человек.

· Увеличение количества занятых на малых предприятиях, при прочих равных условиях, помогает решать социальные проблемы регионов. К числу наиболее значимых социальных проблем можно отнести: безработица и низкий уровень семейного дохода.

· Способ оценки:

,

где Ne - количество малых предприятий на 10 000 человек, Nsmb - количество занятых на малых предприятиях в регионе, N - общее население региона.

· Источник информации: Исследование НИСИПП, Исследование ОПОРы

1.2. Доля налогов, полученных от представителей малого и среднего предпринимательства, от общих налоговых доходов региона

· Увеличение количества налоговых поступлений от представителей малого предпринимательства увеличивает общее количество налоговых доходов и делает бюджет региона более гибким, при прочих равных условиях. Кроме того, увеличение данного показателя ведет к повышению уровня бюджетной обеспеченности региона.

· Способ оценки:

,

где Tax- доля налогов, полученных от представителей малого и среднего предпринимательства, от общих налоговых доходов региона, Rsmb - величина налога, взымаемая по упрощенной системе налогообложения, Rtax -величина общих налоговых и неналоговых доходов регионов.

· Источник информации: бюджет региона за 2012 год, отчет об исполнении бюджета за 2012 год

1.3. Количество малых предприятий на 10 000 человек

· Увеличение количества малых предприятий, при прочих равных условиях, увеличивает уровень конкуренции на рынке, что, согласно экономическим моделям, насыщает рынок востребованными конкурентоспособными товарами, а также уменьшает уровень цен на рынке товаров.

· Способ оценки: количество малых предприятий на 10 000 человек

· Источник информации: Исследование ОПОРы

2. Программные индикаторы

Программные индикаторы показывают, как качество составления программы, так и качество предоставления информации о ней, а также привлекательность предоставляемой информации для предпринимателей. Данная группа индикаторов является наиболее легко меняемой как в качестве финансовой легкости, так и процедурной. В третьей главе данная группа индикаторов будет также называться «Качество программы».

2.1. Наличие индикаторов для оценки результатов программы по поддержке малого и среднего предпринимательства

· Способ оценки: 0 - наличие индикаторов, 1 - наличие индикаторов для оценки результативности программы по поддержке малого и среднего предпринимательства.

· Способ оценки по шкале [0;1]: 0 - наличие индикаторов, 1 - наличие индикаторов для оценки результативности программы по поддержке малого и среднего предпринимательства.

· Источник информации: программа по поддержке малого и среднего предпринимательства.

2.2. Наличие значений индикаторов для оценки результатов программы по поддержке малого и среднего предпринимательства

· Способ оценки: процент индикаторов, имеющих ожидаемое значение.

· Способ оценки по шкале [0;1]: процент индикаторов, имеющих ожидаемое значение.

· Источник информации: программа по поддержке малого и среднего предпринимательства.

2.3. Соответствие индикаторов целям и/или задачам, поставленным в программе по поддержке малого и среднего предпринимательства

· Способ оценки: процент задач, имеющих отражение в целевых индикаторах.

· Способ оценки по шкале [0;1]: процент задач, имеющих отражение в целевых индикаторах.

· Источник информации: программа по поддержке малого и среднего предпринимательства.

2.4. Измеримость индикаторов для оценки результатов программы программе по поддержке малого и среднего предпринимательства

· Способ оценки: процент индикаторов, которые можно измерить количественно.

· Способ оценки по шкале [0;1]: процент индикаторов, которые можно измерить количественно

· Источник информации: программа по поддержке малого и среднего предпринимательства.

2.5. Доступность информации о проводимых мероприятиях в рамках программы по поддержке малого и среднего предпринимательства

· Способ оценки: 5 - «количество кликов, необходимых, чтобы перейти с официального сайта субъекта на информацию о мероприятиях на поддержку малого и среднего предпринимательства. При «количестве кликов, необходимых, чтобы перейти с официального сайта субъекта на информацию о мероприятиях на поддержку малого и среднего предпринимательства» большем 4, оценка равна 0. На 01.01.2013.

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона, Amax - максимальное значение среди регионов Максимальное значение «5» во Владимирской области..

· Источник информации: официальный сайт региона.

2.6. Доля предпринимателей, знающих о программе

· Способ оценки: доля предпринимателей, знающих о региональной программе по поддержке предпринимательства.

· Способ оценки по шкале [0;1]: доля предпринимателей, знающих о региональной программе по поддержке предпринимательства.

· Источник информации: Исследование ОПОРы

2.7. Доля предпринимателей, участвующих в региональных программах

· Способ оценки: доля предпринимателей, участвующих в региональных программах.

· Способ оценки по шкале [0;1]: доля предпринимателей, участвующих в региональных программах

· Источник информации: Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ - 2012. ОПОРа России. М. - 2013.

2.8. Доля предпринимателей, участвующих в муниципальных программах

· Способ оценки: доля предпринимателей, участвующих в муниципальных программах.

· Способ оценки по шкале [0;1]: доля предпринимателей, участвующих в муниципальных программах.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ 2010-2011 Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ - 2010-2011. ОПОРа России. М., 2012.

3. Финансовые индикаторы

Данная группа индикаторов включает в себя финансовое обеспечение программы со стороны региона, развитость института фондов по поддержке предпринимательства, привлекательность срочных кредитов. Значимость данной группы индикаторов покажет, насколько выделяемые программные средства доходят до своих целевых получателей: как существующих предпринимателей, так и потенциально новых представителей малого и среднего предпринимательства. В третьей главе данная группа индикаторов будет также называться «Финансовый климат».

3.1. Доля собственных расходов в общих расходах в программе по поддержке малого и среднего предпринимательства.

· Способ оценки:

,

где Cr- программные расходы региона, ТС - общие программные расходы.

· Способ оценки по шкале [0;1]: , где Cr- программные расходы региона, ТС - общие программные расходы.

· Источник информации: программа по поддержке малого и среднего предпринимательства.

3.2. Расходы программы на одного жителя региона

· Способ оценки:

,

где TC2012 - программные расходы на поддержку предпринимательства в регионе в 2012 году, N - население региона.

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

· где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона, Amax - максимальное значение среди регионов Максимальное значение «398 рублей на одного жителя» в Ярославской области..

· Источник информации: программа по поддержке малого и среднего предпринимательства, Исследование ОПОРы.

3.3. Количество фондов по поддержке предпринимательства

· Способ оценки: количество фондов по поддержке предпринимательства.

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона, Amax - максимальное значение среди регионов Максимальное значение «43» в Свердловской области.

· Источник информации: ОПОРА-КРЕДИТ

3.4. Доступность финансовых ресурсов на краткосрочный период

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

3.5. Доступность финансовых ресурсов на среднесрочный период

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

3.6. Доступность финансовых ресурсов на долгосрочный период

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4. Инфраструктурные индикаторы

Инфраструктурные индикаторы являются наиболее многочисленной группой индикаторов. В данном исследовании под инфраструктурными факторами понимаются как транспортно-логистическая инфраструктура, так и энергетическая, доступность разных видов недвижимости, доступность поставщиков, а также специфические объекты инфраструктуры по поддержке предпринимательства. В третьей главе данная группа индикаторов будет также называться «Качество инфраструктуры».

4.1. Количество бизнес-инкубаторов

· Способ оценки: количество бизнес-инкубаторов в регионе.

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона, Amax - максимальное значение среди регионов Максимальное значение - «12» в Ростовской области..

· Источник информации: ОПОРА-КРЕДИТ.

4.2. Наличие особых экономических зон.

· Способ оценки: 0 - отсутствие особых экономических зон в регионе, 1 - наличие особых экономических зон в регионе.

· Способ оценки по шкале [0;1]: 0 - отсутствие особых экономических зон в регионе, 1 - наличие особых экономических зон в регионе.

· Источник информации: http://www.russez.ru/

4.3. Количество технопарков

· Способ оценки: количество технопарков в регионе.

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

· где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона, Amax - максимальное значение среди регионов Максимальное значение -»10» в Республике Татарстан.

· Источник информации: ОПОРА-КРЕДИТ.

4.4. Доступность земельных участков

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

· где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4.5. Доступность производственных помещений

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4.6. Доступность складских помещений

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4.7. Доступность офисных помещений

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4.8. Доступность выставочных помещений

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4.9. Качество транспортной инфраструктуры

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4.10. Качество логистической инфраструктуры

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4.11. Доступность новых энергетических мощностей

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4.12. Качество электроснабжения

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

4.13. Доступность тарифов на электроэнергию

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

5. Людские ресурсы и рынок труда

Данная группа индикаторов показывает, как доступность человеческих ресурсов на рынке труда, так и их качество. В третьей главе данная группа индикаторов будет также называться «Качество людских ресурсов».

5.1. Численность населения

· Способ оценки: численность населения на 2012 год.

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона, Amax - максимальное значение среди регионов Максимальное значение - «7093 тысяч человек» в Московской области..

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

5.2. Доля городского населения

· Способ оценки: доля городского населения.

· Способ оценки по шкале [0;1]: доля городского населения.

· Источник информации: перепись населения 2011 года.

5.3. Количество высших учебных заведений

· Способ оценки: количество высших учебных заведений в регионе.

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона, Amax - максимальное значение среди регионов Максимальное значение - «132» в Московской области..

· Источник информации: Федеальный портал «Российское образование».

5.4. Прирост населения

· Способ оценки: прирост населения с 2002 по 2010 годы.

· Способ оценки по шкале [0;1]: 0 - отрицательный прирост населения, 1 - положительный прирост населения.

· Источник информации: переписи населения 2002 и 2010 года.

5.5. Доступность квалифицированных инженеров и технических специалистов

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

5.6. Доступность квалифицированных рабочих

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

5.7. Доступность специалистов для непроизводственных помещений

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

· Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

5.8. Доля субъектов малого предпринимательства в занятости

· Способ оценки: доля работающих на малых предприятиях от общего количества занятых.

· Способ оценки по шкале [0;1]: доля работающих на малых предприятиях от общего количества занятых.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

6. Административные барьеры и безопасность

Данная группа индикаторов показывает свободу ведения бизнеса для малых предприятий. Чем больше значение данной группы индикаторов, тем меньше представители малого предпринимательства страдают от разного рода нападок: со стороны проверяющих инстанций, со стороны правоохранительных органов, со стороны криминала, а также со стороны налоговых органов. В третьей главе данная группа индикаторов будет также называться «Качество административной среды».

6.1. Свобода от давлений со стороны проверяющих инстанций

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

6.2. Свобода от давления со стороны правоохранительных органов

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

6.3. Свобода от давления со стороны криминала

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

6.4. Качество работы налоговых органов

· Способ оценки: опросная оценка предпринимателей региона по шкале [0;4]

Способ оценки по шкале [0;1]:

,

где Xi - оценка по шкале [0;1], Ai - оценка региона.

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.7. Институциональные факторы.

Особенностью данной группы индикаторов является то, что ее индикаторы являются или сложно изменяемыми, или их вообще невозможно изменить. К данной группе индикаторов относятся статусы регионов, их географическое расположение, полтическая ситуация в регионе и другие индикаторы.

7.1. Наличие города-миллионника

· Способ оценки индикатора: 1- наличие города-миллионника, 0 - его отсутствие

· Источник информации: Росстат.

7.2. Популярность Единой России среди населения в 2011

· Способ оценки индикатора: доля проголосовавших за Единую Россию на выборах в Думу 2011 года

· Источник информации: Всероссийский Центральный Избирательный Комитет

7.3. Изменение популярности Единой России среди населения за 2007-2011

· Способ оценки индикатора:

,

где ЕР2011 - доля проголосовавших за Единую Россию на выборах в Думу в 2011 году, ЕР2007 - доля проголосовавших за Единую Россию на выборах в Думу 2007 года

· Источник информации: Всероссийский Центральный Избирательный Комитет

7.4. Количество губернаторов за последние 10 лет

· Способ оценки индикатора: количество губернаторов за период 2003-2012 гг.

· Источник информации: Список глав субъектов Российской Федерации Список глав субъектов Российской Федерации.

7.5. Является ли субъект Республикой

· Способ оценки индикатора: 1 - субъект является Республикой, 0 - субъект Республикой не является

· Источник информации: Конституция Российской Федерации

7.6. Является ли субъект краем

· Способ оценки индикатора: 1 - субъект является краем, 0 - субъект краем не является

· Источник информации: Конституция Российской Федерации

7.7. Является ли субъект областью

· Способ оценки индикатора: 1 - субъект является областью, 0 - субъект областью не является

· Источник информации: Конституция Российской Федерации

7.8. Доля городского населения

· Способ оценки индикатора: доля населения региона, проживающая в городах.

· Источник информации: Росстат

7.9. Позиция субъекта в рейтинге ОПОРы

· Способ оценки индикатора: Позиция субъекта в рейтинге ОПОРы

· Источник информации: Исследование ОПОРЫ.

7.10. Доля населения, живущего в моногородах

· Способ оценки индикатора: доля населения региона, живущего в моногородах, от общего населения региона

· Источник информации: список Министерства Экономического развития, Росстат

7.11. Площадь субъекта федерации

· Способ оценки индикатора: площадь субъекта федерации

· Источник информации: политическая карта Земли

7.12. Количество стран-соседей

· Способ оценки индикатора: количество стран, с которыми граничит регион

· Источник информации: политическая карта Земли

7.13. Расстояние от Москвы

· Способ оценки индикатора: расстояние от центра региона до Москвы по автомобильным дорогам.

· Источник информации: Автодиспетчер Автодиспетчер.ру. Автомобильный портал грузоперевозок.

В данном исследовании рассматриваются данные по следующим регионам Российской Федерации:

1. Архангельская область

2. Белгородская область

3. Владимирская область

4. Волгоградская область

5. Воронежская область

6. Иркутская область

7. Калининградская область

8. Калужская область

9. Краснодарский край

10. Красноярский край

11. Ленинградская область

12. Липецкая область

13. Московская область

14. Мурманская область

15. Нижегородская область

16. Новгородская область

17. Новосибирская область

18. Омская область

19. Оренбургская область

20. Пермский край

21. Приморский край

22. Республика Башкортостан

23. Республика Бурятия

24. Республика Татарстан

25. Ростовская область

26. Рязанская область

27. Самарская область

28. Свердловская область

29. Ставропольский край

30. Томская область

31. Тульская область

32. Тюменская область

33. Ульяновская область

34. Хабаровский край

35. Челябинская область

36. Чувашская Республика

37. Ярославская область

Выбор именно данного списка регионов обусловлен наличием опросных данных по данным субъектам Российской Федерации.

Делись добром ;)