Расчет и анализ показателей статистического изучения качества продукции и услуг
2.1 Сводка и группировка
Сводка представляет собой комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных данных, образующих совокупность, с целью обнаружения типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.
Группировка -- расчленение общей совокупности единиц по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношениях и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности или проанализировать связи между отдельными признаками.
На основе приложения А рассмотрим на примере выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетном году.
Проранжируем в порядке возрастания значение факторного признака:
Х- себестоимость единицы продукции (руб.)
Y- выпуск продукции (тыс.руб) (Приложение B)
Для того чтобы произвести группировку, необходимо вычислить величину группировочного интервала по формуле:
(2)
где и - соответственно max и min значения выпуска продукции, - число образуемых групп.
руб
Образуем группы, которые отличаются друг от друга по себестоимости единицы продукции на данную величину (5 руб.).
1 группа будет иметь размеры: 105+5=110 руб.
2 группа: 110+5=115 руб.
3 группа: 115+5=120 руб.
4 группа: 120+5=125 руб.
5 группа: 125+5=130 руб.
На основе данных (приложениее C) произведем группировку предприятий.
В результате группировки получили следующий ряд распределения (Приложение D).
Таким образом, средняя величина себестоимости единицы продукции предприятий, взвешивая значение признака по абсолютной численности предприятий равна: 118,5 руб.