logo
Анализ и прогнозирование производства фильмов в Российской Федерации

1.2 Теоретические основы российского кинематографа

Кинематограф -- отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф и кинематография. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке./1, с. 5/

В понятие кинематографа входят киноискусство -- вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) -- отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах или посредством пиринговых сетей (что может нарушать права правообладателей кинофильма)./11, с. 35/

Российское кино - киноискусство и киноиндустрия Российской Федерации. В начале 1990-х наступило затишье российского кинематографа. Но в последние годы Эпохи 90-х все сегменты отрасли кинематографии Российской Федерации демонстрируют постоянный рост, что вызывает интерес к российскому рынку со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов, профильных и непрофильных. Эти процессы являются естественным результатом последовательного возрождения различных отраслей кинематографии в России - кинопоказа, кинопроката, кинопроизводства./5, с. 42/

Первым этапом стало открытие в 1996 году первого кинотеатра западного типа «Кодак-Киномир» в Москве; с тех пор киносеть России серьезно увеличилась, появились качественные площадки для кинопроката. В 1998-м оживилась отрасль кинодистрибьюции, доказавшая (благодаря выходу фильма «Титаник», собиравшему полные залы во всех, даже несовременных, кинотеатрах страны) возможность пробуждения интереса к кино у российских зрителей. В 2004-м отечественные кинопродюсеры смогли переориентироваться на производство коммерческих блокбастеров, которые благодаря широким рекламным кампаниям и поддержке со стороны ведущих федеральных телеканалов привлекли в кинозалы большую аудиторию (самым громким таким проектом стал фильм «Ночной дозор»). А в 2005 году инвестиции потекли и в отрасль кинопроизводственного сервиса: начался процесс восстановления инфраструктуры, и к 2008 году острый дефицит павильонных площадей, кинооборудования и услуг монтажно-тонировочного периода был устранен./6, с. 34/

Мировой финансово-экономический кризис 2009-го оказал негативное воздействие на все сферы киноиндустрии в России: снизился объем производства кино- и телефильмов, как финансировавшихся за счет федерального бюджета, так и частными инвесторами и телеканалами; начали происходить процессы укрупнения игроков в сфере кинопроизводства (продюсерских компаний) и кинопроката (в том числе появились и новые вертикально интегрированные структуры); остановились проекты строительства новых киностудийных комплексов на территории страны; замедлился рост рынка кинопоказа, произошел переход от интенсивных методов развития киносетей (направленных на открытие кинотеатров в новых регионах и городах) к экстенсивным (прежде всего за счет установки цифровых кинопроекторов в уже действующих кинотеатрах)./7, с. 123/

Однако все эти процессы расцениваются отечественными специалистами в сфере кинематографии неоднозначно. Многие говорят о благотворном влиянии кризиса, который позволяет оздоровить индустрию. С рынка ушли слабые игроки, а также лишние непрофильные инвестиции, в последние годы способствовавшие постоянному росту себестоимости как кинопроизводства в России, так и цены лицензии на прокат фильмов, приобретаемой российскими компаниями на международных кинорынках. Рост рынка кинопоказа в России также происходил за счет открытия кинотеатров в крупных городах, что привело к чрезмерной конкуренции в городах-миллионниках при сохранении дефицита в более мелких населенных пунктах./11, с. 87/

Рассмотрим краткие характеристики конкретных ветвей отрасли кинематографии в России.

Все действующие на рынке кинопроизводства РФ кинокомпании можно разделить на несколько категорий, в зависимости от реализуемых ими функций: кинопроизводящие компании; киностудийные комплексы (обладают собственными киносъемочными павильонами); компании, предоставляющие кинооборудование в аренду съемочным группам; центры по оказанию монтажно-тонировочных услуг./1, с. 96/

Производящие компании (продюсерские центры, имеющие собственные кинопрокатные подразделения; продюсерские компании; государственные и частные киностудии; телеканалы, а также голливудские студии-мейджоры) за период с 01.01.2006 по 01.07.2009 инвестировали в кино- и телепроизводство более 61 млрд руб. (около 17,5 млрд руб. в год в среднем), большая часть которых была вложена в создание игровых телефильмов и телесериалов (52%), а также в производство кинофильмов (около 40%)./7, с. 34/

Пик производства полнометражных теле- и кинофильмов был достигнут в 2008 году (158 и 106 наименований соответственно)./13, с. 43/

Лидером киноиндустрии по объему инвестиций в России остается рынок телесериалов и телефильмов (объем инвестиций за последние 3,5 года составил 32 млрд руб., при этом было произведено более 9 000 эпизодов телесериалов и более 450 телефильмов), что связано с ростом себестоимости производства в этом секторе (порядка 30% в год - до кризиса 2009-го), а также с ростом в 2007-2008 годах числа производимых телефильмов. Однако в 2009 году проявилась нехарактерная для рынка тенденция: число производимых кинофильмов превысило число телефильмов, поскольку телевидение оказалось более подвержено воздействию финансово-экономического кризиса по причине меньшей продолжительности производственного цикла и большей чувствительности к заказам на запуск производства со стороны телеканалов./5, с. 48/

Рынок игрового кино занимает второе место по объему инвестиций (около 25 млрд руб. за последние 3,5 года). Производство большинства фильмов осуществляется в России во многом на безвозвратные вложения и в первую очередь на средства Министерства культуры РФ (из 341 произведенного фильма за период с 01.01.2006 по 01.07.2009 господдержку получили 198; при этом в 2009 году в производство не был запущен ни один фильм, получивший государственную поддержку, а все бюджетное финансирование было направлено на завершение проектов). Государственная поддержка игровых фильмов составляла в среднем 19 млн руб. на один фильм. В период с 2006 года в стране наблюдается устойчивая тенденция роста количества создаваемых кинофильмов; в среднем ежегодно в России производится 100 полнометражных игровых картин, при этом в кинотеатральный кинопрокат выходит в среднем 72 фильма. Рост кинопроизводства в период 2006-2008 годов также спровоцировал и рост себестоимости производства - преимущественно за счет увеличения заработной платы членов съемочных групп, поскольку многие специалисты в России оказывались дефицитными. Завышенные производственные бюджеты и нередко слабые кассовые сборы кинопроката отечественных кинокартин привели к тому, что большинство российских фильмов не окупилось по результатам кинотеатрального проката, а продюсерские компании понесли убытки./7, с. 65/ Хотя до 2009 года многие из них могли получить высокие дополнительные доходы из других источников - от продажи прав на издание фильма на DVD, показ по телевидению, выпуск компьютерных игр и других сопутствующих товаров. Разразившийся финансово-экономический кризис снизил все дополнительные доходы продюсеров как за счет сократившихся объемов закупок таких прав, так и за счет падения цен на этих рынках. Зато, как заметил кино- и телепродюсер Александр Цекало настоящие профессионалы могут работать и в кризис, и это подходящее время для того, чтобы бизнес покинули слабые игроки, не могущие сделать ничего полезного и коммерчески прибыльного для киноиндустрии./13, с. 142/ Мы абсолютно согласны с Александром Евгеньевичем и считаем, что до кризиса в киноотрасли появилось много людей, пытающихся продвигать низкопробную продукцию.

Подведем итоги: нами были изучены основы российского кинематографа и накопленная информация поможет нам выявить причины существующего в настоящий момент отношения зрителей к российскому кино и понять, как эти проблемы решить.