logo search
Влияние коррупции в фискальных органах на взаимодействие фискальной и монетарной политики в экономике

2.2 Анализ применения активной монетарной политики и пассивной фискальной политики

Случай 1. Экономика с высокой долей коррупции в стране и большими государственными расходами.

В основной статье, посвящённой взаимодействию фискальной и монетарной политики [24], уровень коррупции, или его по-другому называют уровень хищения, на уровне 0.2. Данный показатель высчитывается по внутренней схеме и основывается на данных организации Transparency International Transparency international corruption index - индекс коррупции, который ежегодно подсчитывается международной неправительственной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. http://www.transparency.org/. Авторы в названной выше статье вычисляют этот показатель на основе индекса Transparency International для стран Испании. Индекс хищения в этой стране по данным 2015 года составляет 35. Для вычисления уровня коррупции в моделируемой стране, которая бы характеризовалась высоким уровнем коррупции, мы полагаем пропорциональную зависимость между уровнем хищения и индексом коррупции, задаваемой вышеназванной организацией. Тогда для экономики, в которой индекс коррупции был бы близок к максимальному, уровень хищения в фискальных органах был бы приблизительно равен 0.6. Это значение мы примем в качестве уровня хищения в фискальных органах власти.

Как было сказано выше, в моделируемой экономике уровень государственных расходов определяется как доля инвестиций в основной капитал следующего периода. Для того, чтобы понять, что является большим значением отношения государственных расходов к инвестициям, мы обратимся к данным Всемирного банка данных. Всемирный банк данных ( World Data Bank) На основе приведённых там данных, мы полагаем, что данный коэффициент является относительно большим, если государственные расходы составляют 0.05 от общего количества инвестиций в основной капитал в период t.

Итак, мы калибруем модель в соответствии с приведёнными выше показателями уровня государственных расходов и уровня коррупции и строим на основе откалиброванных параметров модель. На Графике 1. представлены функции отклика в экономике с рассматриваемыми параметрами. По оси абсцисс задано время , по оси ординат заданы отклонения значений в период времени каждый период времени от стационарного значения того или иного параметра.

Как видно из графиков, при увеличении денежной массы в стране, домохозяйства начинают меньше тратить средств на потребление, так как денежная масса, которая находилась в момент времени t у домохозяйств, резко обесценилась. Со временем домохозяйства восстанавливают стационарный уровень реального потребления.

Количество капитала в экономике стало меньше стационарного состояния. Это так же является следствием механизма обесценивания реальных показателей в экономике. Домохозяйства же начали больше работать, так как во-первых, резко появившийся прирост денежной массы привёл к резкому увеличению инфляции в экономике ( на Графике 2 инфляция представлена как “pi”), и во-вторых, зарплата за каждый отработанный час (w) стала меньше. Так как уровень цен в экономике поднялся, то поднялась и требуемая доходность на государственные облигации. На Графике 1 требуемая доходность по государственным облигациям, которая так же является ставкой процента по государственным облигациям, увеличилась. Связано это с тем, что государственные расходы в период шока денежной массы, то есть в период t0, резко сократились (на графике они представлены как gov) подобно сокращению инвестиций.

График 1. Функции отклика в экономике с высокой коррупцией и с высокими государственными расходами.

График 1 .(продолжение). Функции отклика в экономике с высокой коррупцией и с высокими государственными расходами.

Примечательным является то, что, несмотря на понизившийся уровень капитала и высокую инфляцию, выпуск (y) всё же отклоняется в положительную сторону, так как эффект от увеличившегося предложения трудовых ресурсов, вызванный обесценением денежных балансов и , как следствие, уменьшением благосостояния, больше негативного эффекта уменьшения инвестиций в основной капитал при одновременном повышении требуемой доходности на этот капитал (r ).

Случай 2. Высокий уровень коррупции в стране. Небольшие государственные расходы.

Данный случай рассматривает состояние экономики при высоком уровне коррупции, но невысоком уровне государственных расходов. В Приложение 3. представлены функции отклика при проведении этой политики. Заметим, что в данном случаем мы выбираем долю государственных расходов как 0.01 от общего уровня капиталовложений в экономику.

В данной экономике, падение уровня потребления и уровня капитала вызванное шоком роста денежной массы, не такое большое, как в предыдущем случае. То есть можно говорить о том, что невмешательство государства в экономику в случае высокого уровня коррупции приводит экономика восстанавливается быстрее.

Примечательным в данном случае является то, что домохозяйства являются чистыми заёмщиками государства. Данная ситуация означает, что домохозяйства берут в кредит у государства денежные средства из-за того, что в экономике можно найти применение этим средствами более эффективно и получить большую доходность, чем они должны будут заплатить по долгу государственных облигаций.

Остальные показатели имеют схожую с предыдущим случаем динамику, однако для них характерно более слабое отклонение от стационарного состояния, чем в предыдущем случае. Стоит так же заметить, что краткосрочное отклонение выпуска является в большей степени положительным, чем в прошлом случае, однако в долгосрочной перспективе по-прежнему отклонение фактического уровня выпуска от стационарного сходится к нулю.

График 2. Функции отклика на государственные облигации и на ставку по государственные облигации.

Случай 3. Низкий уровень коррупции в стране. Большие государственные расходы.

Для данного случая значение 0.01, а значение уровня государственных расходов высоко и равно 5 процентам от общих инвестиций в экономике. В данном случаем ситуация схожа с первым случаем. Выпуск по-прежнему положителен, государство начинает финансировать свои расходы на основе государственных облигаций, которые приобретают домохозяйства. По облигациям выплачивается процент, который со временем перестаёт отклоняться от стационарного состояния. Государственные расходы резко отклоняются от своего стационарного состояния в момент шока и сильно проседают. То есть мы можешь говорить о том, что при низкой коррупции в стране и высоком уровне государственных расходов, государственные сильнее реагируют на шок денежной массы и изменяются в большей степени, чем при низком уровне государственных расходов в стране ( случай 1).

Случай 4. Низкий уровень коррупции в стране. Небольшие государственные расходы.

Функции отклика представлены в Приложении 5. Примечательным является то, что в данном случае происходи самое большое увеличение выпуска и отклонение от стационарного состояния. Государственные расходы сокращаются в меньшей степени, чем в предыдущем случае, однако все так же присутствует негативное влияние шока денежной массы на государственные расходы.

В общем случае мы можем представить выпуска для разных уровней коррупции при высоком уровне коррупции и при низком уровне коррупции. Так, в случае низкого уровня государственных расходов в экономике влияние коррупции незначительно на выпуск и представлено на графике 3.

График 3. Влияние уровня коррупции при низком уровне государственных расходах на выпуск в экономике при шоке денежной массы.

Для сравнения, мы приведёт так же график для экономики с высокими государственными расходами и разными уровнями хищения.

График 4. Влияние разных уровней коррупции на выпуск в экономике с высокими государственными расходами.

На основе приведённых двух графиков можно заметить следующее: в ситуации с высоким уровнем государственных расходов (График 4), выпуск сильно чувствителен к уровню коррупции и при увеличении уровня коррупции в экономике возрастает сильнее, чем в экономике с небольшими государственными расходами (График 3).

Примечательным является то, что в экономике с высоким уровнем государственных расходов, увеличение коррупции приводит к меньшему увеличению инфляции. Это происходит из-за того, что коррупция не позволяет государственным структурам ещё в большей степени нагревать экономику инвестициями в случае, когда экономика перегрета, то есть когда выпуска находится в состоянии инфляционного разрыва. Данный механизм проиллюстрирован на Графике 5.

График 5. Динамика инфляции для случая высоких государственных расходов.

Результаты главы:

В этой главе мы исследовали влияние шока денежной массы на экономику страны в условиях низких и высоких уровнях государственного хищения ( или коррупции. В рамках данной работы эти термины равнозначны.) и высоких или низких уровнях государственных закупок.

Мы можем сделать некоторые выводы на основе проведённого анализа, а именно:

Во-первых, как и ожидалось, мы получили, что при низком уровне коррупции происходит большее краткосрочное увеличение выпуска. Высокий уровень коррупции в стране способствует тому, что при резком увеличении денежной массы, вызванное проведение активной монетарной политики, фискальные органы меньше тратят средств на государственные расходы. В результате, перегретая экономика быстрее восстанавливает своё стационарное состояние. То есть коррупция в данном случае является положительным аспектом.

Во-вторых, как в случае наличия, так и в случае отсутствия коррупции, шок денежной массы приводит к увеличению совокупного выпуска в экономике из-за того, что домохозяйства предлагают большее количество рабочих часов. Потребление в краткосрочной перспективе, как и капитал, сокращаются, однако в долгосрочной перспективе восстанавливаются к своему стационарному состоянию.

В-третьих, независимо от уровня коррупции, в случае больших государственных расходов домохозяйства приобретают отечественные облигации, в то время как при низких государственных расходах, домохозяйства являются чистыми заёмщиками у государства. В последнем случае домохозяйства используют полученные средства на инвестиции в основной капитал, так как по капиталу получают больщую доходность, чем по облигационным займам.

В следующей главе мы проанализируем влияние технологического шока на экономику и на взаимодействие фискальных и монетарных властей.