logo
Имитационная модель цепи поставок

Введение

Формирование имитационного моделирования началось еще в 50-х годах XX века на основе только появляющихся языков Fortran [32, с. 3] и Algol [29]. Вычислительные возможности компьютеров развивались, в результате, имитационное моделирование стало решать целый ряд задач помимо научного применения, для которого оно изначально создавалось. С появлением известного языка имитационного моделирования - GPSS [5, с. 8] в 60-х годах, начинается активное изучение систем массового обслуживания. А последующие усовершенствование компьютерных мощностей и возможностей, а также развитие объектно-ориентированных языков [13], на которых базируются практически все программные средства, реализующие имитационные модели, значительно ускорило совершенствование моделирования. Увеличилось быстродействие, изменился графический интерфейс программ: они стали понятными и доступными в пользовании.

Кроме того, значительно расширился набор задач, которые способны решить имитационные модели. Одним из важных направлений имитационного моделирования является решение проблем логистики. Так как сама логистика претерпела значительные изменения в XX веке: произошли существенные преобразования управления материальными потоками, начали внедряться и использоваться новые методы и технологи доставки товаров. Процесс управления и оптимизации логистических операций значительно усложнился в связи с развитием и совершенствованием современной логистики. Поэтому построение и оптимизация процессов логистической компании являются актуальной темой для исследования.

Рис.1 Структура спроса на имитационные модели в России по областям применения.

Согласно данным статьи Борщева А. В. [31, с. 12] логистика является предметной областью, в которой более других востребовано имитационное моделирование, что также подчеркивает актуальность текущей работы.

Транспортная компания является объектом данной работы.

Предметом данного исследования выступает имитационная модель деятельности транспортной компании.

Цель: Разработка имитационной модели деятельности транспортной компании, включающей в себя как оценку эффективности функционирования отделов компании, так и рентабельности бизнеса в целом.

Для достижения поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:

· Изучить основы имитационного моделирования

· Выявить основные бизнес-процессы транспортной компании

· Провести сравнительный анализ программных средств разработки имитационных моделей

· Построить имитационную модель транспортной компании, провести калибровку и верификацию модели

· Провести ряд экспериментов и описать полученные результаты.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы и инструменты: EPC [28, 137], BPMN [42] нотации на этапе проектировании деятельности транспортной компании. На следующем этапе - реализации модели в программном продукте AnyLogic, был использован метод системной динамики, процессный подход и агентное моделирование.

В первой главе приводиться понятие логистики, описываются теоретические основы имитационного моделирования, рассматриваются различные подходы данного метода.

Во второй главе рассматриваются существующие программные средства для построения имитационных моделей и обосновывается выбор наиболее подходящей из них. Кроме этого, формулируется постановка задачи, решение которой будет описано в следующей главе.

В третьей главе описывается сама модель и приводняться результаты ее функционирования.

В заключении работы подводятся итоги работы модели, характеризуются ее возможности.