2. Выполнения плана и динамики себестоимости товарной продукции и определение размера экономии от снижения себестоимости продукции
Одним из важных вопросов статистики промышленности является изучение динамики себестоимости продукции, выполнения плана и планового задания.
Для их оценки используют следующие индексы, где:
Z1, Z0, Zпл - себестоимость единицы продукции соответственно в отчетном, базисном периодах и по плану, руб.
1. Индекс планового задания:
iZпл = Zпл / Z0
2. Индекс выполнения плана:
iZв.п. = Z1 / Zпл
3. Индекс фактической себестоимости:
iZф = Z1 / Z0
Индексы динамики, выполнения плана и планового задания связаны между собой отношением:
iZф = iZпл Ч iZв.п.
Для определения размера экономии используют абсолютные изменения:
Эпл = Zпл - Z0
Эсверхпл = Z1 - Zпл
ЭФ = Z1 - Z0
Рассмотрим вычисления приведенных индексов по данным себестоимости пяти предприятий (таблица № 3)
"right">Таблица № 3. "right">
Предприятия |
Себестоимость, руб. |
Процент |
Процент лана |
Процент кой имости |
|||
Данные по периоду |
Отчетный период |
||||||
По |
Факти ческая |
||||||
1.Мираторг 2.Инко |
11610 |
11952 |
11894 |
103 |
99,5 |
102,5 100,4 |
Индекс планового задания:
iZпл Мираторг = 11952 /11610Ч100%= 103%
iZпл Инко = 20735 /20850Ч100%= 99,5%
iZпл Агат = 71214 / 67220Ч100% =105,9%
iZпл Карат = 5996 / 5805 Ч 100% =103,3%
iZпл Юникайп = 40510 / 40550 Ч 100% =99,9%
По расчетам можно сделать следующие выводы: более высокий процент установления планового задания приходится на предприятие Агат - 106%, в то время как на предприятии Мираторг - 103%, Инко - 99,5%, Карат - 103,3%, Юникайп - 99,9%.
То есть планом предусмотрено снизить себестоимость, на предприятиях Инко и Юникайп на 0,5% и 0,1% соответственно, и повысить себестоимость на предприятии Мираторг на 3%, Агат - на 5,9% и на Карате - на 103,3%.
Плановое задание составляет на предприятии Инко- -115 у. е., а на предприятии Юникайп - -40 у. е.
Эпл = 20735 -20850 = -115
Эпл = 40510 - 40550 = -40
Индекс выполнения плана:
iZв.п. Мираторг =11894 /11952 Ч 100%= 99,5%
iZв.п. Инко =20553 / 20735 Ч 100%=99,1%
iZв.п. Агат =71031 / 71214 Ч 100%=99,7%
iZв.п. Карат =5947 / 5996 Ч 100%=99,2%
iZв.п. Юникайп =40695 / 40510 Ч 100%=99,8%
На всех предприятиях наблюдается не выполнение плана: на Мираторге - 0,5%, на Инко - 0,9%, на Агате - 0,3%, на Карате - 0,8%, на Юникайпе - 0,2%, т. е экономия составила соответственно: 58 у. е., 182 у. е., 183 у. е., 49 у. е., 185 у. е. (Рис.3)
Эсверхпл Мираторг =11894 - 11952= -58
Эсверхпл Инко =20553 - 20735= -182
Эсверхпл Агат =71031 - 71214= -183
Эсверхпл Карат =5947 - 5996= -49
Эсверхпл Юникайп =40695 - 40510= -185
Рис. 3 Выполнение плана себестоимости по пяти предприятиям
Фактический индекс себестоимости:
iZф Мираторг =11894 / 11610 Ч 100% = 102,5%
iZф Инко = 20553 / 20850 Ч 100% = 98,6%
iZф Агат = 71031 / 67220 Ч 100% = 105,7%
iZф Карат = 5947 / 5805 Ч 100% = 102,5%
iZф Юникайп = 40695 / 40550 Ч 100% = 100,4%
То есть фактическое снижение себестоимости произошло только на предприятии Инко и составило 98,6% или -297 у. е.
ЭФ Инко = 20553 - 20850 = -297
На остальных предприятиях наблюдается повышение себестоимости по сравнению с базисом: на предприятии Мираторг на 102,5% или 284 у.е.,на Агате на 105,7% или 3811 у.е., на Карате - 102,5% или 142 у.е., на Юникайпе - 100,4% - 145 у.е.(Рис. 4)
ЭФ Мираторг = 11894 - 11610 = 284
ЭФ Агат = 71031 - 67220 = 3811
ЭФ Карат = 5947 - 5805 = 142
ЭФ Юникайп = 40695 - 40550 =145
Рис. 4 Фактическое изменение себестоимости по пяти предприятиям
- ВВЕДЕНИЕ
- 1.Статистическое изучение себестоимости продукции
- 2. Выполнения плана и динамики себестоимости товарной продукции и определение размера экономии от снижения себестоимости продукции
- 3.Показатели затрат на 1 рубль товарной продукции
- Показатели затрат на 1рубль товарной продукции
- 4.Построение корреляционной модели влияния фондоотдачи на себестоимость продукции
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 6.3. Статистические методы изучения себестоимости продукции
- 42.43. Понятия: затраты на производство, себестоимость продукции, уровень себестоимости. Их статистическое изучение. Источники информации.
- Задачи статистического изучения себестоимости
- 1.3. Статистические методы и их применение в изучении себестоимости продукции
- 10 Статистика себестоимости промышленной продукции (работ, услуг)
- Статистические показатели себестоимости продукции
- Статистическое изучение себестоимости продукции
- Статистическое изучение себестоимости продукции