logo
Виртуальное предприятие в постиндустриальном обществе: экономико-математическая модель инновационного предприятия агропромышленного комплекса

1.1 Виртуализация экономики в постиндустриальном обществе

Сам термин "постиндустриальное общество" родился в США - на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов американский социолог Даниел Белл широко его использовал в своих лекциях для характеристики нового этапа американского капитализма. Первоначально постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста и повышения благосостояния, связанных с процессами технизации труда. Чуть позже этот термин наполнился новым содержанием.

В семидесятых годах становление постиндустриального общества стало связываться с развертывающейся революцией в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер [4; с.330-331]. Компьютер, по мнению американского социолога, стал символом и одновременно материальным носителем технологической революции - именно компьютер коренным образом трансформирует общество второй половины ХХ века.

Таким образом, ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. В связи с этим, широкое распространение получил термин "информационное общество" [6; c. 94-100], в общем-то, дублирующий понятие "постиндустриальное общество", а также целый ряд других эпитетов: "сверхиндустриальная цивилизация" (Тоффлер), "научное общество" (М. Понятовский), "телематическое общество" (Д. Мартин), "технотронное общество" (З. Бжезинский).

Новые информационные и коммуникационные технологии делают возможной организацию рабочего места практически везде: дома, у клиента, в отеле, автомобиле, самолете. Организация труда в форме "рабочего времени" как распорядка присутствия в офисе или расписания выполнения технологических операций утрачивает свое экономическое содержание. Операции, совершаемые у виртуальных витрин при помощи виртуального же кошелька, стали нашей реальностью. Виртуальный продукт, виртуальная инновация, виртуальный труд, виртуальная организация, виртуальные деньги допускают и провоцируют убыстрение экономических трансакций, распространение комбинаторной логики. Это приводит к тому, что компьютерные технологии становятся главным средством и средой экономической деятельности. Виртуализация экономики вызывает к жизни коммерциализацию киберпространства, где теперь осуществляется не только обмен деловой информацией, но и полный цикл сделки. Торговые операции в сети Интернет принесли в 1994 г. доход равный 240 млн. долл., в 1995 г. - 350 млн., и в 1997 г. достигло рубежа в 1 млрд. В "мировой паутине" уже функционируют виртуальные супермаркеты и виртуальные банки, оперирующие собственной виртуальной валютой [6; c.20-24]. Производство любой вещи после двух столетий технологической революции не является больше реальной проблемой. Проблемой номер один является ее реализация.