Применение метода анализа данных - деревья решений
Задание
Компания решает вопрос о предоставлении нового продукта на общенациональный рынок. Неопределенность заключается в том, как отреагирует рынок на новый продукт. Рассматривается вопрос об апробации нового продукта первоначально на некотором региональном рынке. Таким образом, первоначальное решение, которое необходимо принять компании - это проводить ли первоначальный маркетинг продукта на региональном уровне.
Компания предполагает, что выход на региональный уровень потребует затрат на 3 млн. грн., а выход на общенациональный рынок потребует вложения 90 млн. грн. Если не проводить первоначальных пробных продаж на региональном уровне, то решение о выходе на общенациональный рынок можно принять незамедлительно.
Компания рассматривает результаты продаж как успешные, средние или отрицательные в зависимости от объемов продаж. Для регионального уровня этим градациям соответствуют объемы в 200, 100 и 30 тыс. экземпляров, а для общенационального 6000, 3000 и 900 тыс. экземпляров соответственно. Исходя из данных по результатам региональных тестирований аналогичных видов продукции компания оценивает вероятности указанных трех исходов как 0,2, 0,5 и 0,3. Кроме того, исследуя данные о соотношении результатов региональных продаж с последующими продажами на общенациональном рынке, компания сумела оценить следующие условные вероятности (табл.).
Вариант №2 |
Условные вероятности продаж на общенациональном рынке |
|||||
успешные |
средние |
отрицательные |
||||
Вероятности продаж на региональном рынке |
0,2 |
успешные |
0,6 |
0,2 |
0,2 |
|
0,5 |
средние |
0,7 |
0,2 |
0,1 |
||
0,3 |
отрицательные |
0,1 |
0,2 |
0,7 |
Кроме этого известно, что каждая продажа приносит прибыль в 18 грн. как при продаже на региональном рынке, так и на общенациональном.
Задача состоит в принятии обоснованной стратегии выхода (или невыхода) на рынок с новой товарной позицией.
Решение
Построим дерево решений для данной задачи (рис.1)
Приведем расчет характеристик дерева решений:
0,2 * 0,6 + 0,5 * 0,7 + 0,3 * 0,1 = 0,5
0,2 * 0,2 + 0,5 * 0,2 + 0,3 * 0,2 = 0,2
0,2 * 0,2 + 0,5 * 0,1 + 0,3 * 0,7 = 0,3
6 000 * 18 = 108 000
3 000 * 18 = 54 000
900 * 18 = 16 200
108 000 - 90 000 = 18 000
54 000 - 90 000 = - 72 000
16 200 - 90 000 = - 73 800
0,5 * 108000 + 0,2 * 54000 + 0,3 * 16200 - 90000 = - 20340
200 * 18 = 3 600
100 * 18 = 1 800
30 * 18 = 540
0,6 * 10800 + 0,2 * 54000 + 0,2 * 16200 - 90000 + 3600 - 3000 = - 68880
3 600 - 3 000 = 600
108 000 - 90 000 + 3 600 - 3 000 = 18 600
54 000 - 90 000 + 3 600 - 3 000 = - 35 400
16 200 - 90 000 + 3 600 - 3 000 = - 73 200
0,6 * 0,2 = 0,12
0,2 * 0,2 =0,04
0,2 * 0,2 = 0,04
0,7 * 10800 + 0,2 * 54000 + 0,1 * 16200 - 90000 + 1800 - 3000 = - 71220
1800 - 3 000 = - 1200
108 000 - 90 000 + 1 800 - 3 000 = 16 800
54 000 - 90 000 + 1 800 - 3 000 = - 37 200
16 200 - 90 000 + 1 800 - 3 000 = - 75 000
0,1 * 10800 + 0,2 * 54000 + 0,7 * 16200 - 90000 + 540 - 3000 = - 69240
540 - 3 000 = - 2 460
108 000 - 90 000 + 540 - 3 000 = 15 540
54 000 - 90 000 + 540-3 000 = - 38 460
16 200 - 90 000 + 540-3 000 = - 76 260.
Таким образом, анализируя дерево решений, можно сформулировать оптимальную стратегию компании, а именно: предприятию не следует проводить региональную компанию и разворачивать продажи на общенациональном уровне.