logo
Предмет и метод эконометрики

Тема 1. Предмет и метод эконометрики

1. Единое общепринятое определение эконометрики в настоящее время отсутствует. Сам термин "эконометрика" был введен в 1926 году норвежским ученым Р. Фришем и в дословном переводе означает "эконометрические измерения".

Я считаю, что эконометрика - это набор математико-статистических методов, используемых в приложениях математики в экономике.

Суть эконометрики как научной дисциплины наиболее точно определяет, на мой взгляд, Р. Фриш: "Эконометрика есть единство трех составляющих - статистики, экономической теории и математики".

Особенности экономических методов: Для оценки параметров регрессий, линейных по параметрам, используют метод наименьших квадратов (МНК).

МНК позволяет получить такие оценки параметров, при которых сумма квадратов отклонений фактических значений результативного признака от теоретических yх минимальная, т.е. ? (y-yх) 2>min.

2. Конфлюэнтный анализ - совокупность методов математической статистики, предназначенных для анализа структурных зависимостей, отношений между количественными переменными, наблюдаемыми не в "чистом" виде, а со случайными ошибками измерения.

Путевой анализ является формой многопеременного анализа с использованием техники регрессии, которая позволяет одновременно исследовать отношения между несколькими переменными и их взаимодействие. Наиболее известным примером применения путевого анализа в социологии является исследование относительного значения различных факторов, влияющих на профессиональные достижения в Соединенных Штатах.

3. Смысл экономического барометра: это создание эконометрической модели J=f (x1,., xp) +G.

Наиболее распространенным выбором объясненной части случайной величины J является ее среднее значение - условное математическое ожидание Мх1, х2, …хр (J). По своему смыслу объясненная часть - это ожидаемое значение зависимой переменной при заданных значениях объясняющих. Эконометрическая модель имеет вид: У=Мх (У) +G

4.

у - себестоимость продукции, зависит от х (объема ее производства). Связь обратно пропорциональна, т.е. чем больше объем производства (х), тем меньше себестоимость продукции.

а и b - величины независимые от х и у.

а и b - затраты, независящие от объема производства.

На величину себестоимости продукции влияют:

1. стоимость сырья;

2. транспортные расходы;

3. объем произведенной продукции.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна объему производства. Факторы а и b не влияют на величину себестоимости продукции. Причинные связи, влияющие на величину себестоимости продукции:

1. рост производительности труда;

2. рациональное использование материальных, трудовых и денежных средств;

3. снижение затрат на управление предприятием;

4. недопущение непроизводительных расходов и потерь.

Эти причинные связи находятся в линейной зависимости от себестоимости продукции.

эконометрика экономическое уравнение регрессия