Построение модели поведения потребителя в условиях совершенной конкуренции

курсовая работа

1. Экономическая постановка задачи и характеристика объекта

В теории потребления основной задачей математической является построение формализованной теории поведения потребителя. Основными составляющими этого процесса являются разработка математических моделей потребления и изучение на основе исследования свойств таких моделей закономерностей поведения потребителей в зависимости от экономической ситуации и институционального устройства экономики .

В основе модели потребителя лежит гипотеза о том, что потребители, осуществляя выбор благ при установленных ценах и имеющемся доходе, стремятся максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей.

Рассмотрим основные понятия модели поведения потребителя.

Экономические блага - это средства для удовлетворения потребностей, доступные в orpaниченном количестве.

Как определить стоимость экономического блага? К.Маркс предлагал рассчитывать ее, исходя из трудовых затрат на производство этого товара. А по мнению неоклассиков (последователей классической теории экономики), стоимость благ зависит от того, насколько они редки (то есть от степени их ограниченности), то есть от интенсивности потребности в благе и от количества блага, способного эту потребность удовлетворить. При этом предполагается, что каждая потребность может быть удовлетворена несколькими видами благ, а каждое экономическое благо может быть использовано для удовлетворения нескольких потребностей.

Потребитель -- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребности людей различаются по степени неотложности: на первом месте стоят потребности в еде, питье, одежде, безопасности, жилище (ради безопасности, как мы знаем, беженцы покидают свои жилища); затем потребности в общении, принадлежности к коллективу, наконец, потребности в интересной работе, в творчестве. Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах (самый яркий пример -- климатические различия: жители жарких стран испытывают потребность не в отоплении, а наоборот, -- в охлаждении воздуха).

Из-за бюджетного ограничения потребителя, ему приходиться економить, выбирать благо по цене и качестве, при этом он комбинировает благи с максимальной совокупной полезности для себя. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.

В теории поведения потребителя можно выделить следующие аксиомы:

аксиома совершенной упорядоченности исходит из того, что любые два набора можно сравнить между собой;

потребитель ведет себя рационально, т.е. он последователен в своих предпочтениях и его предпочтения транзитивны;

аксиома рефлексивности предполагает, что предпочтения потребителя уже сформированы, т.е. он может оценить любой возможный набор товаров и услуг и делает свой выбор разумно;

аксиома ненасыщенности: согласно которой увеличение количества какого-то товара в наборе ведет к возрастанию полезности набора, так что потребитель всегда будет стремиться к получению все большего количества товаров.

Делись добром ;)