logo
Определение рационального маршрута следования коммивояжера

Введение

Развитию коммуникаций всегда отводилось основополагающее значение в общественном прогрессе, в силу обеспечения связи между народами и способствованию усиления торговых и деловых отношений. Дороги всегда были неотъемлемым условием личного и общественного блага; средством общения человека в территориальном и интеллектуальном пространстве; одним из фундаментальных ценностей культуры, показателем цивилизованности страны. В историю человечества вошли такие известные великие торговые пути как из Варяг в Греки, Великий Шелковый Путь.

Транспорт во все времена играл ключевую роль в жизни государства и общества. Еще 400 лет назад английский философ Ф. Бейкон сказал: «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельность промышленности и легкость передвижения людей и товаров».

С тех пор неузнаваемо изменился не только сам транспорт, но и вся транспортная система. Если у наших предков на путешествия уходили дни, месяцы, то сегодня мы имеем возможность добраться до любого уголка мира за считанные часы.

Роль транспорта в системе общественного производства и в жизни общества несомненно велика. Понимание значения транспорта как жизненной необходимости, несомненно, ведет к успешному развитию государства и общества в экономическом, политическом, социальном и культурном отношении. Транспортная система является условием стабильности и подъема экономики страны, обеспечения ее обороноспособности и повышения уровня жизни людей. Сегодня транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей хозяйства, выполняющую функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны.

Транспортная деятельность необходима для продолжения и завершения процесса производства продукции. В этом заключается главная роль транспорта в системе общественного производства, этим же определяется взаимосвязь транспорта с другими отраслями материального производства. Задача же транспортной системы России состоит в том, чтобы, перемещая гигантские объемы массовых грузов между производственными предприятиями, способствовать продолжению и завершению процесса производства продукции.

В соответствии с вышеизложенным, транспорт в системе «производство -обращение - потребление» выполняет две основные функции, удовлетворяя одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении.

Во-первых, перемещая средства труда и рабочих внутри предприятия, осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Такой транспорт называется внутрипроизводственный или технологический (промышленный). Промышленный транспорт неразрывно связан с технологическим процессом и не входит в состав транспорта как отрасли материального производства.

В настоящее время внутренний транспорт России охватывает гигантскую сеть железных дорог, шоссейных дорог, трубопроводов и внутренних водных путей, большинство их которых находится на запад от Урала. Они обслуживают основные промышленные районы Сибири, охватывают южную треть страны до дальневосточного побережья.

Во-вторых, перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, осуществляет связи, обусловленные территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения (внешний транспорт). Именно эта категория транспорта характеризует его как отрасль материального производства, так как именно внешний транспорт обеспечивает экономические связи между производством и потреблением продукции. В эту категорию входит пассажирский транспорт, который сегодня представляет собой отдельную серьезную отрасль, включающую в себя сеть предприятий, различные виды общественного транспорта, на которых лежит ответственность за комфорт и жизнь людей.

В силу того, что население России урбанизировано, а для приобретения частных легковых автомобилей не было средств, она обладает самым крупным в мире парком общественного транспорта. Услуги пассажирского транспорта в России предоставляются в основном государственными предприятиями, причем на железную дорогу приходится наибольшая доля междугородних и пригородных перевозок, а городские перевозки обеспечиваются автобусами, троллейбусами, трамваями и метро.

Таким образом, современная многовидовая транспортная система России, возникнув к концу XX века, в целом сегодня устойчиво функционирует, представляя собой неотъемлемую часть производственной и социальной инфраструктуры страны. Она обеспечивает потребности населения и экономики в транспортных услугах, являясь важным фактором обеспечения территориальной целостности страны и национальной безопасности. В то же время, единая транспортная система имеет ряд серьезных проблем, которые лежат, прежде всего, в области экономики и управления транспортом. Научно-техническая сфера транспортного комплекса России включает более 60 научно-технических организаций, которые приводят исследования и разработки по реализации основных направлений федеральной транспортной политики, проблемам развития перевозок, реализации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечения безопасности перевозок. Среди ряда рассматриваемых проблем по-прежнему остается актуальной проблема исследования сфер рационального использования транспорта при пассажирских перевозках.