logo
Определение ключевых факторов, влияющих на успех фильма

Введение

Кинематограф играет огромную роль в современной культуре многих стран, а киноиндустрия в свою очередь, является одной из самых экономически важных отраслей в развлекательной индустрии. В этой связи киностудия и потенциальные инвесторы в целях минимизации существующих рисков и возможных потерь пытаются предугадать успех фильма c точки зрения его кассовых сборов. Для этого проводится анализ ряда факторов, таких как: жанр фильма, его потенциальный возрастной рейтинг и оценки профессиональных критиков. Главным фактором, по мнению многих, при принятии решения является объем вложенных в фильм средств. Поднять стоимость фильма довольно легко. Киностудия может нанять высокооплачиваемый актерский либо режиссерский составы, увеличить объемы маркетинговой кампании фильма либо же увеличить количество сцен с использованием дорогостоящих спецэффектов и компьютерной графики. Преобладает мнение, что чем дороже фильм, тем больше прибыли получает с него производитель, что после перехода через определенную «планку» бюджета люди пойдут на него из-за его высокой стоимости. Так что же тогда является приоритетом для потребителя: дороговизна кинокартины или ее качественные характеристики?

Целью данного исследования, как можно понять из названия работы, является определение ключевых факторов, влияющих на успех фильма и разработка на основе полученных данных рекомендаций по повышению эффективности управленческих стратегий в сфере кинематографа для российского рынка. Успех фильма мы будем рассматривать через два отдельных показателя: с точки зрения кассовых сборов и с точки зрения рентабельности. Так же стоит заметить, что под зарубежными фильмами мы будем подразумевать фильмы американского производства. Американский рынок является флагманом киноиндустрии и его анализ принесет наиболее релевантные результаты.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо провести анализ ситуации на рынке, выявить социально-экономические факторы и закономерности, воздействующие на прибыль кинокомпаний. Проверить на эмпирических данных наличие связи между данными факторами и кассовыми сборами.

Если взглянуть на статистические данные по сборам рынка кинокартин в США, безусловного лидера данной отрасли, за последние пару лет отчетливо видна тенденция к увеличению размеров самого рынка. К примеру, $11,126 млрд. составили суммарные кассовые сборы в США на конец 2015 года. В 2014 году кассовые сборы в США составляли лишь $10,360 млрд. Российские кинокомпании так же стремятся экономически конкурировать с западными соперниками, но не могут достигнуть тех же уровней (кассовые сборы за 2015 год в России составили 1.5 млрд. $ и 1 млрд. 247 миллионов $ в 2014г.). Ряд исследований так же указывает на рост российского кинематографического рынка. A. Lange, O. Berezin, X. Leontyeva. The Film Industry in the Russian Federation. 2014 Все это, в совокупности с новой государственной политикой направленной на развитие российского кинематографа, в частности Федеральный Закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", указывают на возрастающую актуальность проведения исследования в данной сфере.

Ряд работ в этой сфере рассматривали схожую тематику, но у каждого автора подход к исследованию, а, следовательно, и результаты, отличаются. Метод исследования, используемый в данной работе, включает в себя сочетание данных 2х видов (статистических и данных опроса). Данный подход в подобного рода работах ранее не использовался. Так же стоит отметить, что данные в рассматриваемых нами работах являются устаревшими.

В ходе нашего исследования будут использоваться более актуальные данные, следовательно, будут получены более релевантные результаты. Приложение данных, полученных в ходе анализа американского рынка кинокартин к российской специфике, поможет повысить качество управленческих стратегий.

Данное исследование будет проведено в пять этапов. Сначала будут обобщены и систематизированы теоретические подходы и результаты эмпирических исследований в области изучения факторов экономического успеха кинокартин за рубежом. Далее, на основе анализа рынка американских кинокартин за 2015 год. будут выявлены характеристики ста наиболее доходных картин в этот период.

В результате выявления данных характеристик, с помощью построения эмпирической модели и проведения регрессионного анализа будут выявлены ключевые факторы, влияющие на размер кассовых сборов фильма, а также на рентабельность кинокартин. Следующим этапом будет определение предпочтений российских зрителей, на примере российской молодежи, в отношении зарубежных (американских) фильмов, а также определение факторов влияющих на эти предпочтения. На основе решения четырех вышеперечисленных задач будут обоснованы рекомендации по повышению эффективности управленческих стратегий в сфере кинематографа для местного рынка.

Для получения статистических данных мы будем использовать ряд сайтов, таких как:

Ш Showbizdata.com, boxofficemojo.com и thenumbers.com, на которых в свободном доступе можно найти информацию по кассовым сборам фильма;

Ш Imdb.com, на котором можно найти информацию по особенностям производства и проката фильма («звездная сила» и т.д.);

Ш Metacritic.com и rottentomatoes.com, на которых можно найти агрегированную оценку фильма кинокритиками.

Кроме того, будут проанализированы данные опроса российской молодежи по инструментарию разработанному автором (175 чел.)