logo
Анализ производства и реализация товаров предприятия

1.4 Индексы

Индексы - особые относительные показатели, которые дают количественно-качественную оценку результата изменения соответствующих явлений во времени, в пространстве и по сравнению с планом.

Индексы могут быть рассчитаны на базисной или цепной основе. Индивидуальные индексы себестоимости на базисной и цепной основе имеют вид:

; , (1.4.1а, б)

где: iz, - индивидуальный индекс себестоимости продукции;

zi, - себестоимость в текущем периоде;

z0, zi-1 - себестоимость в базисном и предшествующем периоде.

Индивидуальные индексы объема производства на базисной и цепной основе имеют вид:

; , (1.4.2а, б)

где: iq - индивидуальный индекс объема продукции;

qi - объем произведенной продукции в текущем периоде;

q0, qi-1 - объем продукции в базисном и предшествующем периоде.

Индивидуальный индекс затрат на производство на базисной и цепной основе:

; . (1.4.3а, б)

Агрегатный индекс затрат на производство продукции:

. (1.4.4)

Агрегатный индекс себестоимости продукции:

. (1.4.5)

Агрегатный индекс физического объема продукции:

. (1.4.6)

Индекс переменного состава характеризует изменение среднего уровня признаков за счет влияния факторов:

. (1.4.7)

Индекс постоянного состава показывает средний размер изучаемого признака у отдельных единиц совокупности:

. (1.4.8)

Индекс структурных сдвигов характеризует влияние изменения структуры изучаемой совокупности на динамику среднего уровня признака:

. (1.4.9)