logo
Моделирование систем массового обслуживания

2.3 Экономико-математическая постановка задач массового обслуживания

Правильная или наиболее удачная экономико-математическая постановка задачи в значительной степени определяет полезность рекомендаций по совершенствованию систем массового обслуживания в коммерческой деятельности.

В связи с этим необходимо тщательно проводить наблюдение за процессом в системе, поиска и выявления существенных связей, формирования проблемы, выделения цели, определения показателей и выделения экономических критериев оценки работы СМО. В этом случае в качестве наиболее общего, интегрального показателя могут выступать затраты, с одной стороны, СМО коммерческой деятельности как обслуживающей системы, а с другой - затраты заявок, которые могут иметь разную по своему физическому содержанию природу.

Повышение эффективности в любой сфере деятельности К. Маркс в конечном счете рассматривал как экономию времени и усматривал в этом один из важнейших экономических законов. Он писал, что экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Этот закон проявляется во всех сферах общественной деятельности.

Для товаров, в том числе и денежных средств, поступающих в коммерческую сферу, критерий эффективности связан со временем и скоростью обращения товаров и определяет интенсивность поступления денежных средств в банк. Время и скорость обращения, являясь экономическими показателями коммерческой деятельности, характеризирует эффективность использования средств, вложенных в товарные запасы. Товарооборачиваемость отражает среднюю скорость реализации среднего товарного запаса. Показатели товарооборачиваемости и уровня запасов тесно связаны известным моделями. Таким образом, можно проследить и установить взаимосвязь этих и других показателей коммерческой деятельности с временными характеристиками.

Следовательно, эффективность работы коммерческого предприятия или организации складывается из совокупности времени выполнения отдельных операций обслуживания, в то же время для населения затраты времени включают время на дорогу, посещение магазина, столовой, кафе, ресторана, ожидание начало обслуживания, ознакомление с меню, выбор продукции, расчет и т.д. Проведенные исследования структуры затрат времени населения свидетельствует о том, что значительная его часть расходуется нерационально. Заметим, что коммерческая деятельность в конечном счете направлена на удовлетворение потребности человека. Поэтому усилия моделирования СМО должны включать анализ затрат времени по каждой элементарной операции обслуживания. С помощью соответствующих методов следует создавать модели связи показателей СМО. Это обусловливает необходимость наиболее общие и известные экономические показатели, такие как товарооборот, прибыль, издержки обращения, рентабельность и другие, увязывать в экономико-математических моделях с дополнительно возникающей группой показателей, определяемых спецификой обслуживающих систем и вносимых собственно спецификой теории массового обслуживания.

Например, особенностями показателей СМО с отказами являются: время ожидания заявок в очереди Точ=0, поскольку по своей природе в таких системах существование очереди невозможно, то Lоч=0 и, следовательно, вероятность ее образования Роч=0. По числу заявок k определятся режим работы системы, ее состояние: при k=0 - простой каналов, при 1<k<n - обслуживание заявок, при k>n - обслуживание и отказ. Показателями таких СМО являются вероятность отказа в обслуживании Ротк, вероятность обслуживания Робс, среднее время простоя канала tпр, среднее число занятых nз и свободных каналов nсв, среднее обслуживания tобс, абсолютная пропускная способность А.

Для СМО с неограниченным ожиданием характерно, что вероятность обслуживания заявки Робс=1, поскольку длина очереди и время ожидания начала обслуживания не ограничены, т.е. формально Lоч>? и Точ>?. В системах возможны следующие режимы работы: при k=0 наблюдается простой каналов обслуживания, при 1<k?n - обслуживание и при k>n - обслуживание и очередь. Показателями таких эффективности таких СМО являются среднее число заявок в очереди Lоч, среднее число заявок в системе k, среднее время пребывания заявки в системе Тсмо, абсолютная пропускная способность А.

В СМО с ожиданием с ограничением на длину очереди, если число заявок в системе k=0, то наблюдается простой каналов, при 1<k?n- обслуживание, при n<k<n+m - обслуживание и очередь и при k>n+m- обслуживание, очередь и отказ в ожидании обслуживания. Показателями эффективности таких СМО являются вероятность отказа в обслуживании Ротк- вероятность обслуживания Робс, среднее число заявок в очереди Lоч, среднее число заявок в системе Lсмо среднее время пребывания заявки в системе Тсмо, абсолютная пропускная способность А.

Таким образом, перечень характеристик систем массового обслуживания можно представить следующим образом: среднее время обслуживания - tобс; среднее время ожидания в очереди - Точ; среднее пребывания В СМО - Тсмо; средняя длина очереди - Lоч; среднее число заявок в СМО- Lсмо; количество каналов обслуживания - n; интенсивность входного потока заявок - л; интенсивность обслуживания - м; интенсивность нагрузки - с; коэффициент нагрузки - б; относительная пропускная способность - Q; абсалютная пропускная способность - А; доля времени простоя в СМО - Р0; доля обслуженных заявок - Робс; доля потерянных заявок - Ротк, среднее число занятых каналов - nз; среднее число свободных каналов - nсв; коэффициент загрузки каналов - Кз; среднее время простоя каналов - tпр.

Следует заметить что, иногда достаточно использовать до десяти основных показателей, чтобы выявить слабые места и разработать рекомендации по совершенствованию СМО.

Это часто связано с решением вопросов согласованной рабоиы цепочки или совокупностей СМО.

Например, в коммерческой деятельности необходимо учитывать еще и экономические показатели СМО: общие затраты - С; издержки обращения - Сио, издержки потребления - Сип, затраты на обслуживание одной заявки - С1, убытки, связанные с уходом заявки, - Су1, затраты на эксплуатацию канала - Ск, затраты простоя канала - Спр, капитальные вложения - Скап, приведенные годовые затраты - Спр, текущие затраты - Стек, доход СМО в единицу времени - Д1

В процессе постановки задач необходимо раскрыть взаимосвязи показателей СМО, которые по своей базовой принадлежности можно разделить на две группы: первая связана с издержками обращения Сио, которые определяются числом занятых обслуживанием каналов, затратами на содержание СМО, интенсивностью обслуживания, степенью загрузки каналов, эффективностью их использования, пропускной способностью СМО и др.; вторая группа показателей определяется издержками собственно заявок Сип, поступающих на обслуживание, которые образуют входящий поток, ощущают эффективность обслуживания и связаны с такими показателями, как длина очереди, время ожидания обслуживания, вероятность отказа в обслуживании, время пребывания заявки в СМО и др.

Эти группы показателей противоречивы в том смысле, что улучшение показателей одной группы, например, сокращение длины очереди или времени ожидания в очереди путем увлечения числа каналов обслуживания (официантов, поваров, грузчиков, кассиров), связано с ухудшением показателей группы, поскольку это может привести к увеличению времени простоев каналов обслуживания, затрат на их содержание и т.д. В связи с этим формализации задач обслуживания вполне естественно стремление построить СМО таким образом, чтобы установить разумный компромисс между показателями собственно заявок и полнотой использования возможностей системы. С этой целью необходимо выбрать обобщенный, интегральный показатель эффективности СМО, включающий одновременно претензии и возможности обеих групп. В качестве такого показателя может быть выбран критерий экономической эффективности, включающий как издержки обращения Сио, так и издержки заявок Сип, которые будут иметь оптимальное значение при минимуме общих затрат С. На этом осонвании целевую функцию задачи можно записать так: