logo
Анализ продажной цены автомобиля

2.5 Построение утилитарной модели

Попробуем теперь построить практический полезную (утилитарную) модель, которой можно использовать для экспресс анализа на данном рынке. А так же для расчета продажной цены автомобиля среднестатистического обывателя.

PRICE = C + C1 + MARK + C2 x STATE + C3 x POWER +

C4 x DUM2_YEAR + C5 x DUM2_YEAR + C6 x DUM4_YEAR

+ C7 x RUN + EPSILON.

Все коэффициенты этой модели значимы на 95%, кроме коэффициента при C4 (мощность), он значим на 88% уровне вероятности, но не нормальность распределения (остатков) дает нам основания предполагать, что вероятность существенно выше и соответственно, не дает оснований выбрасывать данное слагаемое.

Таблица 6. Результаты оценивания

Да, это модель обладает меньшей прогностической силой R*2 = 0,54, но с другой стороны хорошо интерпретируется средняя цена автомобиля, которая составляет 393000 рублей (округлено), автомобиль Hunter на 51000 дешевле. Отличное состояние увеличивает цену на 46000 по сравнению с хорошим состоянием, двигатель в 128 л.с. на 76000 дороже.

Иными словами результат можно истолковать следующим образом: Средняя цена автомобиля марки Patriot в хорошем состоянии, с двигателем в 98 л.с., 2008 года выпуска, без пробега стоит 393000.

Более мощный двигатель увеличивает цены автомобиля на 76000.

Двух годовая марка стоит на 65000 меньше, трех годовая еще на 14000, четырех годовая еще на 15000.

Каждые 1000 км пробега уменьшают цену автомобиля на 900 рублей. То есть это модель коррелирует с ценой предложения на рынке на 70%, что вполне допустимо для обывателя и оставляет 30% для торга. Эта модель может быть построена для каждой марки отдельно, но это не является нашей задачей.