2.1 Расчет параметров регрессионных моделей. Проверка надежности найденных статистических показателей и вариаций изменений.
Одной из главных задач повышения качества планирования является становление достоверных показателей на основе объективных количественных закономерностей, существующих в экономических процессах на транспорте.
Функциональная зависимость между независимой переменной Х и зависимой У состоит в том, что каждому значению Х поставлено в однозначное соответствие определенное значение У. В реальных условиях, когда одновременно действует много факторов, изучаемая связь теряет свою функциональность. Возникает потребность в оценке таких зависимостей иными, статистическими методами.
Одним из признанных методов определения статистической связи являются расчеты на базе линейной модели регрессионного анализа.
Парную регрессионную модель можно представить графиком, где на оси абсцисс откладывается независимая переменная Х, а на оси ординат - независимая У. Линейная регрессия описывается уравнением вида:
где Yx - оцениваниемая величина;
х - независимая переменная;
a и b - параметры выборки.
В основе расчета параметров лежит метод наименьших квадратов с использованием в качестве математической модели нормальной системы уравнений:
Параметры a и b находятся соответствующими алгебраическими преобразованиями и подстановкой:
-где x* , y* - средние значения параметров, n- число испытаний.
Задание 1. Установить статистическую зависимость между годовым объемом работы по грузообороту (млрд ткм), приняв его за независимую переменную (x) и фондоемкостью перевозок приняв ее за зависимую переменную (Y). Составить линейную модель вида Yx=a+bx.
Ниже в табл 2.1.1 приведена последовательность действий при построении уравнения регрессии. В последних двух строках приведены значения сумм и средних показателей. В результате применения формул имеем: b = 8,55, a= - 8,89, и уравнение регрессии: Yx = - 8,89 + 8,55*х.
Таблица 1
n |
x |
y |
xy |
x^2 |
Yx |
y-Yх |
(y-Yх)^2 |
y^2 |
y-y* |
(y-y*)2 |
|
1 |
9 |
100 |
900 |
81 |
68,060 |
31,940 |
1020,164 |
10000 |
38,33 |
1469,44 |
|
2 |
11 |
80 |
880 |
121 |
85,160 |
-5,160 |
26,626 |
6400 |
18,33 |
336,11 |
|
3 |
9 |
80 |
720 |
81 |
68,060 |
11,940 |
142,564 |
6400 |
18,33 |
336,11 |
|
4 |
8 |
40 |
320 |
64 |
59,510 |
-19,510 |
380,640 |
1600 |
-21,67 |
469,44 |
|
5 |
4 |
20 |
80 |
16 |
25,310 |
-5,310 |
28,196 |
400 |
-41,67 |
1736,11 |
|
6 |
10 |
60 |
600 |
100 |
76,610 |
-16,610 |
275,892 |
3600 |
-1,67 |
2,78 |
|
7 |
6 |
40 |
240 |
36 |
42,410 |
-2,410 |
5,808 |
1600 |
-21,67 |
469,44 |
|
8 |
7 |
40 |
280 |
49 |
50,960 |
-10,960 |
120,122 |
1600 |
-21,67 |
469,44 |
|
9 |
5 |
40 |
200 |
25 |
33,860 |
6,140 |
37,700 |
1600 |
-21,67 |
469,44 |
|
10 |
10 |
80 |
800 |
100 |
76,610 |
3,390 |
11,492 |
6400 |
18,33 |
336,11 |
|
11 |
13 |
100 |
1300 |
169 |
102,260 |
-2,260 |
5,108 |
10000 |
38,33 |
1469,44 |
|
12 |
7 |
60 |
420 |
49 |
50,960 |
9,040 |
81,722 |
3600 |
-1,67 |
2,78 |
|
Итого |
99 |
740 |
6740 |
891 |
2136,032 |
53200 |
7566,67 |
||||
х*= 8,25 |
у*= 61,67 |
Задание 2. Определить достоверность найденного уравнения линейной регрессионной модели, используя критерий Фишера.
Для использования критерия Фишера(F) устанавливается отношение (з) полной дисперсии (s2y ) к остаточной (s2y, x):
m - число факторов в модели (m =2). Из расчетов табл 2.1.1 имеем:
В знаменателе число степеней свободы 9, в числителе - 11. Соответствующая критическая точка F-распределения 3,1, что больше значения з. Это значит, что данное уравнение линейной регрессии не достоверно.
- 1. Использование методов линейного программирования для целей оптимального распределения ресурсов
- 1.1 Оптимизация плана перевозок с использованием метода потенциалов
- 1.2 Оптимизация плана транспортной задачи с использованием метода потенциалов на сети
- 1.3 Обобщенная транспортная задача
- 2. Применение методов математической статистики в экономических расчетах
- 2.1 Расчет параметров регрессионных моделей. Проверка надежности найденных статистических показателей и вариаций изменений.
- 2.2 Расчет параметров парной корреляции
- 2.3 Выравнивание рядов распределений с проверкой гипотезы нормальности по критерию Пирсона на базе эмпирического ряда величин себестоимости железнодорожной перевозки
- 3. Общая задача линейного программирования и решение её симплекс-методом
- 3.1 Модифицированный симплекс
- 3.2 Решение задачи симплекс - методом с использованием искусственного базиса
- Список литературы
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- 29. Информационные технологии в управлении железнодорожным транспортом
- «Экономика железнодорожного транспорта»
- Дисциплина: «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» Вопросы к экзамену
- 3.6. Выразительные возможности сетевой модели планетарной структуры управления железнодорожным транспортом
- Моделирование экономических процессов
- Экономико-математическое моделирование
- Основные мероприятия стратегии развития железнодорожного транспорта рф до 2030: совершенствования системы государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.