Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка телевизионных сериалов
3.1 Прогнозирование объема сериальной продукции в телевизионном эфире методом экстраполяции временного ряда
Для того, чтобы спрогнозировать методом экстраполяции, сколько составит объем сериальной продукции российского производства в телевизионном эфире в ближайшие несколько лет на основании данных за последние пять лет, которые мы представляли в предыдущей главе, нам следует выполнить следующие действия:
1. Построение графика, отражающего тенденцию изменения объема сериальной продукции в телеэфире во времени по исходным данным. Во-первых, напомним исходные данные: в 2008 году в телевизионном эфире вышло в совокупности 6704 часа премьерных телесериалов, в 2009 году - 6515, в 2010 - 6667, в 2011 - 6069, а в 2012 году 5512 часов телевизионных сериалов. Для построения графика необходимо каждому году присвоить порядковый номер: 2008 - 1, 2009 - 2, 2010 - 3, 2011 - 4, 2012 - 5(рис. 3.1.)
Рисунок 3.1 Общий объем сериалов в телеэфире в 2008-2012 гг.
Анализ графика позволяет прийти к выводу, что общие условия, определяющие тенденцию изменения объема сериалов в прошлом, не претерпевают существенных изменений в будущем.
Вид кривой свидетельствует о линейной зависимости переменных - тенденция изменения объема сериалов характеризуется аналитическим уравнением прямой. Таким образом, выполняются оба условия для возможности применения метода экстраполяции динамического (временного) ряда при выполнении прогноза о количестве премьерных сериалов в России на 2013 год.
2. Расчет параметров уравнения прямой.
Кривая объема продаж по годам близка к линейной зависимости, которая выражается уравнением прямой по формуле:
у=а+bх, (1)
где у- количество часов сериальной продукции (объем сериалов);
х - порядковый номер года;
а - параметр, характеризующий влияние основных факторов на выход сериалов (рейтинг, бюджет сериала и др.);
b - параметр, характеризующий влияние вспомогательных факторов на выход сериалов (моды, сезонности и др.).
Для нахождения параметров уравнения прямой необходимо составить
и решить систему уравнений по формуле:
(2)
Для решения системы уравнений необходимо провести дополнительные расчеты(таблица 3.1).
Таблица 3.1 Таблица для расчета параметров уравнения прямой
Порядковый номер года, х |
Количество часов премьерной сериальной продукции, у (ч) |
ху |
х 2 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
6704 |
6704 |
1 |
|
2 |
6515 |
13030 |
4 |
|
3 |
6667 |
20001 |
9 |
|
4 |
6069 |
24276 |
16 |
|
5 |
5512 |
27560 |
25 |
|
Итого: 15 |
31467 |
91571 |
55 |
5a + 15b = 31467
15a + 55b = 91571
15a + 45b = 94401
15a + 55b = 91571
10b = -2830
b = -283
5a + 15*(-283) = 31467
5a = 31467 + 4245
5a = 35712
a = 7142,4
a = 7142,4; b = -283
у = 7142,4 - 283х
у(2013) = 7142,4 - 283*6 = 5444,4
у(2014) = 5161,4
у(2015) = 4878,4
у(2016) = 4595,4
у(2017) = 4312,4
у(2018) = 4029,4
у(2019) = 3746,4
у(2020) = 3463,4
Как видно из наших расчетов, мы видим отрицательную динамику количества часов сериальной продукции собственного производства в телевизионном эфире.
Подведем итоги. С помощью метода экстраполяции нам удалось спрогнозировать количество часов сериалов на 2013-2020 годы. Мы отчетливо наблюдаем тенденцию уменьшения часов сериалов, однако, на наш взгляд, это вполне позитивная тенденция, ведь на смену долгоиграющим "мыльным операм" для аудитории "Женщины старше 55 лет" приходят более качественные с точки зрения производства и уровня драматургии проекты, на создание которых нужно гораздо больше времени, зато и финансовая отдача от них может быть сильнее, поскольку предназначены они для аудитории "14-45", наиболее покупательной и перспективной части телевизионной аудитории.