Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка телевизионных сериалов

курсовая работа

2.2 Основные проблемы и тенденции сериального рынка

Среди российских сериальных проблем специалисты в первую очередь называют засилье их упрощённости, создатели сериалов говорят о приоритете рентабельности в условиях, в том числе, обособленности национального российского кинорынка, социологи и эстеты указывают на позитивный эффект от применения театральных приёмов и принципов, профессионалы и прочие неравнодушные зрители критикуют поверхностность.

Сценарист Михаил Угаров обращает внимание на то, что сегодня высокой скоростью и, соответственно, низким качеством характеризуется работа всех основных звеньев производственного процесса - в большинстве своём сценарист быстрее и проще пишет, режиссёр так же снимает, актёр так же играет. И режиссёр, и актёры уже знают, как всё должно быть, они знают "формат", "они сами держат эту работу не за творчество". В идеале, считает Угаров, такого не должно быть, сериальные актёры должны играть лучше, чем в кино./5/

Отвечая на вопрос, почему российские сериалы плохого качества, снявший сериал "Ликвидация" режиссёр Сергей Урсуляк выделил несколько причин/12/:

1. Слишком много режиссёров, качество их работы очень низкое.

2. Режиссёр не смотрит свой продукт сам и не рекомендует делать это близким. Он снимает для некоего виртуального провинциального зрителя, который, по мнению режиссёра, будет рад сериалу только за то, что он (сериал) есть.

3. "Отсутствие стыда" - у режиссёров нет цели роста, но есть завышенная самооценка.

4. Нет профессиональных, творческих критериев качества телесериала.

5. Зритель всё равно смотрит - и пока он будет смотреть, ему будут показывать./12/

Если упрощённость можно толковать как отсутствие содержательной глубины, то поверхностность - это наличие неточностей, искажённая гиперболизация и шаблонизация действительности. За подобные недостатки порции критики получили, в частности, два известных российских сериала 2000-х годов - "Ликвидация" (эфир на телеканале "Россия") и, в значительно большей степени, "Школа" (эфир на "Первом канале").

Авансовые похвалы в целом полюбившемуся российским зрителям сериалу "Ликвидация" (2007) по прошествии премьеры на телеканале "Россия" обернулись критикой массы исторических несоответствий. Сериал "Школа", названный его продюсером Игорем Толстуновым "удачным", был также воспринят неоднозначно в российском обществе. СМИ и различные общественные организации уделили разбору сериала много внимания, несмотря на то, что, по данным "Левада-центра", его смотрели лишь 10 % россиян, из которых 65 % назвали его правдивым. Сериал "Школа" был даже выдвинут на соискание премии ТЭФИ 2010 года по четырём номинациям, в одной из которых - "Лучший продюсер телефильма/сериала" - победил.

На наш взгляд, одной из главных проблем развития сериального рынка, является система показа сериалов в России. Как видно из программы передач любого канала, большинство сериалов демонстрируются в режиме "по будням" в определенное время. Такой показ называется горизонтальным. Сейчас же за рубежом активно внедряется система вертикального показа, когда сериал выходит строго раз в неделю по одной серии. Такой способ демонстрации позволяет производителям получать больше времени на создание одной серии, что в результате положительно сказывается на качестве сценария, режиссуры, актерской игры и многих других аспектов, к тому же появляется возможность отслеживать зрительскую реакцию и успевать совершенствовать сериал в течение сезона. В 2010 году Константин Эрнст в качестве эксперимента в традиционный для сериалов тайм-слот "понедельник-четверг, 21:30" предложил зрителям 4 сериала, каждый из которых шел в свой день недели: "Побег", "Гаражи", "Голоса", "Банды". Однако, доля сериалов оказалась ниже среднесуточной доли канала, а зрители переключились на каналы-конкуренты, транслировавшие в традиционном режиме свою сериальную продукцию. Эксперимент был признан неудачным. Мы абсолютно согласны с К. Эрнстом в том, что благоприятный исход от внедрения такой схемы может быть лишь в том случае, если схему одновременно начнут использовать сразу несколько центральных каналов, иначе у зрителя будет риск вернуться на привычную, архаичную форму телесмотрения. В настоящее время эксперимент в области вертикального сериального программирования ведет канал СТС, транслируя по пятницам молодежный мистический сериал "Ангел или демон". Канал и в будущем планирует показывать высокобюджетные сериалы в жанрах мистики и фантастики в таком режиме, так как как показывают их исследования аудитории, зритель канала воспринимает объединенные общим сюжетом 2 серии как единый фильм и в таком случае готов целую неделю ждать продолжения. Традиционный же режим показа канал оставит для ситкомов и драмеди.

Подведем итоги. Упоминавшаяся нами в предыдущем параграфе тенденция к быстрому производству сериалов в противовес качеству по-прежнему присутствует среди многих производителей сериалов, однако, многие каналы, в частности упомянутые нами СТС и Первый, внедряют новые системы программирования сериалов, позволяющие производителям сериалов более тщательно относиться к своему делу, чтобы сделать в итоге максимально конкурентоспособный продукт.

Делись добром ;)