logo
Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка телевизионных сериалов

2.1 Текущее положение рынка отечественных сериалов

По данным аналитического центра "Видео Интернешнл" в 2012 году на 9 основных каналах ("Первый канал", "Россия 1", НТВ, СТС, РЕН ТВ, ТНТ, "Домашний", "Перец" и ТВ 3) было показано больше всего сериалов, снятых компаниями - "Форвард-фильм" (37 сериалов), "Леан-М" (24 сериала), RWS (24 сериала) и "Панорама" (24 сериала). По продолжительности же сериалов лидируют - "7 АРТ Медиа" (3 сериала, продолжительность - 627 часов), "ГудСториМедиа" (4 сериала, продолжительность - 601 час) и "Леан-М" (продолжительность - 467 часов). Список лидеров компаний-производителей - в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Топ-10 производителей сериалов в 2012 году

Студия

Продолжительность, ч

Количество сериалов

1

2

3

7 АРТ Медиа

627

3

ГудСториМедиа

601

4

Леан-М

467

24

Амедиа

446

10

RWS

427

24

Форвард-фильм

327

37

Мостелефильм

308

7

РенТВ

304

18

Стар Медиа

269

23

Рассмотрим, какую сериальную продукцию предпочитает массовый зритель на примере 10 самых популярных сериалов, транслировавшихся в начале апреля (рис. 2.1.).

Рисунок 2.1 Топ-10 телесериалов за период с 8 по 14 апреля 2013 года

Как видно из таблицы, в топ-10 присутствуют один сериал Первого канала, по два сериала у каналов "Россия-1" и ТНТ, у СТС один сериал. Лидером же стал канал НТВ - 4 сериала этого канала попали в десятку.

Почему одни сериалы смотрят активнее чем другие? Телесериалы развлекают зрителя, в этом основная причина массового успеха жанра. Руководитель продюсерского центра "Амедиа" Александр Акопов отмечает, что человек у телевизора - это человек, ожидающий развлечений, это человек отдыхающий, человек вне возраста./5/ Тем более обречённым на успех жанр становится в эпоху перемен, когда, по убеждению немецкого философа Вальтера Беньямина, человеческая психика ожидает не созерцания, а развлечений./8/

Привязанности зрителя к сериалам способствует и быстро формирующаяся привычка к просмотру понравившегося фильма. Социологи объясняют, что сериал как феномен массовой культуры представляет собой упорядоченный в требуемой последовательности набор клише: сюжетных ходов, ситуаций, реплик. Это делает телепродукт комфортным для просмотра, а обязательная интрига в сюжете удерживает зрителя у экрана. По словам Александра Акопова, зрительская аудитория в принципе всегда и везде одинакова, вне зависимости от своих характеристик./6/ Главное её требование - если ей что-то нравится, она хочет это ещё и ещё, снова и снова, она желает, чтобы действо не заканчивалось.

Наконец, популярности сериалов способствует не только зрительский интерес, но и те возможности, что открываются перед социальными инженерами и политиками. PR-теоретик Геннадий Почепцов в книге "Информационные войны" объясняет механизмы использования сериалов в целях политической разведки и пропаганды - здесь при помощи сериалов можно изучать представления и стереотипы массового национального сознания, формировать стиль жизни и личные потребности как конкретного человека, так и социальных групп./4/

Автор книги "Психическое телевидение" Дуглас Рашкофф, не заглядывая так глубоко в политику, обращает внимание на то, что при помощи сериалов можно распространять в социуме трансформирующие культуру идеи-директивы, и в этом, на взгляд Рашкоффа, заключается главная задумка и главный интерес создателей телесериалов./9/ Предметом же интереса исследователей, по словам социолога Веры Зверевой, становится конструируемая сериалами реальность, динамика этой конструкции, содержание транслируемых публике посланий./6/

К 2010 году, пишет "Огонёк", изменилась сериальная политика зарубежных производителей: всё более популярным становится не только ежедневный показ (так называемое "горизонтальное программирование" или "горизонтальный показ"), но и показ "вертикальный", когда одна серия представляет собой законченную историю и выходит в эфир один раз в неделю./7/ Вертикальные сериалы дороже при покупке прав на их показ, они также дороже и сложнее в адаптации.

Директор по кино- и телепроизводству "Централ Партнершип" Арам Мовсесян считает, что за вертикальным программированием будущее - когда сериал выходит раз в неделю в один и тот же день недели в одно и то же время, это удобно для занятых, работающих людей./4/ Глава "Амедиа" Александр Акопов выделяет ещё один зародившийся тренд - развития интеллектуальных сериалов./3/ В США уже поняли, что серьёзное кино ушло из кинотеатров и никогда не вернётся в них, роль интеллектуальной площадки перешла к телевидению. Поэтому, наряду со всегда популярным развлекательным ТВ, за рубежом уже началось развитие жанра серьёзных интеллектуальных, исследующих человека, сериалов.

По данным "Коммерсанта", в 2008 году в России производством сериалов занимались 150-200 продюсерских центров и компаний. 10-15 % можно было назвать демперами (торговцами по заниженным ценам), но их доля постепенно снижалась, так как демперы не могли обеспечить требуемый телеканалам качественный контент. Крупнейшими российскими производителями телесериалов по количеству часов эфира на шести федеральных каналах по итогам 2007 года были "Леан-М", Star Media, "Амедиа", "ТелеРоман", "Киноконстанта" (принадлежит "СТС Медиа"), "Централ Партнершип", "Студия 2В", "Феникс-фильм", "НТВ-Кино" и RWS. По данным TNS Gallup Media, крупнейшими российскими производителями коротких, до 26 серий, телесериалов по количеству часов эфира на федеральных каналах "Первый" и "Россия" по итогам 2008 года были "Централ Партнершип", "Форвард-фильм", "НТВ-Кино", "Рекун ТВ", "Про Синема Продакшн", "Фильм Про", "Феникс-фильм", "Президент-фильм", "Арт-Базар" и "Мамаду".

Крупнейшими ведущими показ телесериалов телеканалами являются "Первый канал", "Россия", НТВ, СТС, РЕН-ТВ и ТНТ. По данным рекламной группы "Видео Интернешнл", с 2001/2002 года по 2005/2006 год суммарная доля сериалов в эфире основных федеральных каналов выросла с 24 % до 62 %, а за сезон 2005/2006 года суммарный объём сериального показа на этих площадках вырос на 12 %, с 8312 до 9303 часов.

В 2008 году телеканалы платили производителям за один час показа сериала: РЕН-ТВ - $90-120 тыс., СТС и ТНТ - $200-250 тыс., НТВ - $300 тыс., "Первый канал" и "Россия" - до $500-600 тыс. За один эпизод мини-сериала (до 10 серий) телеканалы выплачивали производителям от $150 тыс. до $700 тыс. Доля премьерной сериальной продукции в прайм-тайм (наиболее востребованные вечерние часы показа) ведущих каналов приблизилась в 2008 году к 100 %.

Обладателями крупнейших сериальных библиотек прав в России являются телеканалы "Первый", "Россия", НТВ и РЕН-ТВ. Своя библиотека, но меньшего размера, есть и у телеканала СТС.

Российские и зарубежные бюджеты сериалов значительно различаются. Исполнительный продюсер телеканала СТС Константин Наумочкин приводит следующие сравнительные данные: один эпизод снятого в партнёрстве с Голливудом ситкома "Моя прекрасная няня" стоил производителям в среднем $1,3 млн., в то время как один эпизод российского сериала вне зависимости от его жанра и продолжительности обходится создателям в среднем в $100 тыс. Бюджет снятой в 2003-2004 году 127-серийной мелодрамы "Бедная Настя" оценивался в $12 млн., или, в среднем, $94,5 тыс. за один эпизод./4/ Тем не менее, за десятилетие 2000-х годов финансирование значительно выросло - в 1999 году один эпизод обходился создателям в среднем в $10-12 тыс.

Доходы производителей сериалов ограничиваются телеканалами, не покупающими сериалы, которые параллельно с телепоказом можно купить на DVD. DVD-версия обычно выходит спустя полгода - год после окончания премьерного показа по ТВ. В том числе и это ограничение пока мешает российским производителям согласиться на вертикальный, более длительно распределённый во времени, показ сериальной продукции.

К концу 2000-х годов российские продюсеры осознали, что собственный продукт даёт возможность зарабатывать на правах показа, обеспечивая таким образом свои доходы на несколько лет вперёд. Премьерные два-три показа стоят в России 50-100 % себестоимости производства, в СНГ 20-50 %, повторные показы - 30-50 %. Как следствие, крупнейшие продюсерские компании и телеканалы начали собирать библиотеки прав показа.

С началом экономического кризиса 2008-2009 годов российские телеканалы почти на 30 % снизили закупочные цены на сериальную продукцию и стали настаивать на закреплении за собой 100 % прав на неё. Продюсерские компании приостановили производство, гарантировав тем самым телеканалам скорый дефицит востребованной зрителями российской продукции. На телеканалах в 2009 году в 1,2-1,5 раза выросла доля новых зарубежных сериалов, но российский зритель не дал им высоких рейтингов.

Российские сериалы стали завоёвывать всё большую популярность у зрителей, начиная с сезона 1999/2000 года: 60 % зрителей посмотрели тогда сериал "Убойная сила" на ОРТ (нынешний "Первый канал"), 40 % - сериал "Улицы разбитых фонарей" также на ОРТ, 34 % - "Д.Д. Д. Досье детектива Дубровского" на НТВ. В 2002 году в России было снято 800 часов сериалов, ёмкость сериального рынка оценивалась тогда не менее чем в 2,1 тыс. часов. На книжных прилавках появились романы-рефераты только что показанных в эфире телеисторий. В 2003 году сформировался главный идеологический тренд российских сериалов - оптимистичное кино, показ позитивного общества, общества без проблем.

В 2004 году в России появились ситуационные комедии, так называемые "ситкомы", и к 2006 году сериалы обогнали по популярности развлекательные программы, по сравнению с началом 2000-х годов поменявшись с ними местами в телерейтингах. В короткий срок сериалы "Моя прекрасная няня" и "Не родись красивой" подняли рейтинг, выручку и операционную прибыль нового телеканала СТС.

В 2005/2006 году проявились две сериальные тенденции в России. Во-первых, упрощенчество. Эксперты указывают, что тогда не было ни новых образов, ни новых лиц, создатели эксплуатировали три испытанных жанра - любовный роман, боевик и мелодрама. Во-вторых, в угоду распространению сериалов телеэфир постепенно покидали политическая и социально-культурная аналитика, интерактивные программы, дебаты и злободневная сатира. Сериалы же, особенно рассказывающие о буднях правоохранительных органов, стали активно продвигать в массы государственные приоритеты. Кандидат философских наук Виталий Куренной, однако, полагает, что порядок в царящем развлекательном хаосе способно навести не государство, а "консолидированный интерес экономической и политической элиты".

В 2007 году оборот сериальной индустрии составил в России $400-600 млн. К 2008/2009 году доля российских сериалов в эфире достигла 70-80 %. По версии совладельца и генпродюсера "Леан-М" Тимура Вайнштейна, с 2004/2005 по 2007/2008 годы российский рынок сериалов рос на 20-25 % ежегодно./8/ Первый замгендиректора телеканала "Россия" Александр Любимов, напротив, в любых цифрах сомневался. По его мнению, объёмов сериального рынка не знает никто./6/

В 2008 году ёмкость сериального рынка оценивалась игроками в 3 тыс. часов, и в стремлении полностью покрыть потребности телеканалов продюсерские компании пошли на максимальное ("до неприличия", по выражению продюсера Сергея Сельянова/4/) снижение требований к сценариям, режиссуре и актёрскому мастерству. В результате к сезону 2008/2009 года рынок оказался перегрет, игроки стали ожидать замедления роста, а "Видео Интернешнл" спрогнозировало в 2008 году падение темпов роста от 26 % в 2007 году до 8 % в 2012 году.

Подведем итоги. Рынок сериалов в России развивается стремительно и порой идет в сторону количества, нежели качества, но тенденция стремления к совершенству постепенно появляется, и выпускаемая продукция не только прогрессирует с точки зрения технических и драматургических норм качества, но и находит отклик у аудитории каналов, на которых транслируется.