3.1 Прогнозирование уровня заполняемости гостиниц методом экстраполяции временного ряда
Для того, чтобы спрогнозировать методом экстраполяции, сколько составит уровня заполняемости гостиниц в ближайшие несколько лет на основании данных за последние пять лет нам следует выполнить следующие действия:
1. Построение графика, отражающего тенденцию изменения уровня заполняемости гостиниц во времени по исходным данным. Во-первых, расскажем исходные данные: в 2008 году средняя заполняемость гостиниц по стране составила 61 %, в 2009 году - 59, в 2010 - 62, в 2011 - 65, а в 2012 году 67 %. Для построения графика необходимо каждому году присвоить порядковый номер: 2008 - 1, 2009 - 2, 2010 - 3, 2011 - 4, 2012 - 5(рис. 3.1.)
Рисунок 3.1
Средняя заполняемость гостиниц в 2008-2012 гг.
Анализ графика позволяет прийти к выводу, что общие условия, определяющие тенденцию изменения заполняемости гостниц в прошлом, не претерпевают существенных изменений в будущем.
Вид кривой свидетельствует о линейной зависимости переменных - тенденция изменения заполняемости гостиниц характеризуется аналитическим уравнением прямой. Таким образом, выполняются оба условия для возможности применения метода экстраполяции динамического (временного) ряда при выполнении прогноза о заполняемости гостиниц на 2013 год.
2. Расчет параметров уравнения прямой.
Кривая заполняемости гостиниц по годам близка к линейной зависимости, которая выражается уравнением прямой по формуле:
у=а+bх, (1)
где у- заполняемость гостиниц;
х - порядковый номер года;
а - параметр, характеризующий влияние основных факторов на заполняемости гостиниц;
b - параметр, характеризующий влияние вспомогательных факторов на заполняемость гостиниц (моды, сезонности и др.).
Для нахождения параметров уравнения прямой необходимо составить и решить систему уравнений по формуле :
(2)
Для решения системы уравнений необходимо провести дополнительные расчеты(таблица 3.1).
Таблица 3.1
Таблица для расчета параметров уравнения прямой
Порядковый номер года, х |
Заполняемость гостиниц (%), у |
ху |
х2 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
61 |
61 |
1 |
|
2 |
59 |
118 |
4 |
|
3 |
62 |
186 |
9 |
|
4 |
65 |
260 |
16 |
|
5 |
67 |
335 |
25 |
|
Итого: 15 |
314 |
960 |
55 |
5a + 15b = 314
15a + 55b = 960
15a + 45b = 942
15a + 55b = 960
10b = 18
b = 1,8
5a + 15*1,8 = 314
5a = 314 - 27
5a = 287
a = 57,4
a = 57,4; b = 1,8
у = 57,4 + 1,8х
у(2013) = 57,4 + 1,8*6 = 68,2
у(2014) = 70
у(2015) = 71,8
у(2016) = 73,6
у(2017) = 75,4
у(2018) = 77,2
у(2019) = 78,8
у(2020) = 80,8
Как видно из наших расчетов, мы видим положительную динамику заполняемости гостиниц
Подведем итоги. С помощью метода экстраполяции нам удалось спрогнозировать заполняемости гостиниц на 2013-2020 годы. Мы отчетливо наблюдаем тенденцию увеличения заполняемости гостиниц. Мы связываем это с тем, что параллельно с улучшением имиджа Российской Федерации на мировой арене, у иностранных туристов растет желание съездить в нашу страну, а вместе с этим происходит совершенствование технических и человеческих ресурсов гостиниц для приближения их к мировым стандартам высшего качества.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы прогнозирования и гостиничного бизнеса
- 1.1 Основные понятия науки прогнозирование
- 1.2 Теоретические основы гостиничного бизнеса
- Глава 2. Современный гостиничный бизнес, его проблемы и тенденции развития
- 2.1 Особенности гостиничного бизнеса в России
- 2.2 Проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса в России
- Глава 3. Прогнозирование уровня заполняемости гостиниц
- 3.1 Прогнозирование уровня заполняемости гостиниц методом экстраполяции временного ряда
- 3.2 Прогнозирование заполняемости гостиниц методом наименьших квадратов
- Заключение
- 3. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
- 82.Маркетинговые исследования рекламы в гостиничном бизнесе.
- Методы прогнозирования конъюнктуры рынка.
- 1. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
- 3.4. Прогнозирование конъюнктуры рынка.
- Глава 3 структура и порядок разработки бизнес-плана гостиничного комплекса
- Тема 1. Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса как объекты управления
- 17.Прогнозирование конъюнктуры