logo
Анализ и прогнозирование конъюнктуры гостиничного бизнеса

2.1 Особенности гостиничного бизнеса в России

Как и любой другой бизнес, ранее контролировавшийся государством, и перешедший в частные руки во времена растущего капитализма, гостиничный бизнес находился в не самом позитивном положении. Процессы, происходившие в 90-е годы, свидетельствовали о нелегких временах гостиничного бизнеса. Шло ветшание и сокращение гостиничного фонда страны. Согласно данным Государственного комитета РФ по статистике, за один только год количество гостиниц, мотелей и общежитий в стране сократилось с 5294 в 1996 г. до 5043 в 1997 г., т.е. на 251. Число гостиничных номеров сократилось соответственно с 207 362 до 202 033, т.е. на 5329. В 1999 г. насчитывалось уже 4225 гостиниц, мотелей и общежитий. /12/ Этот процесс затронул, главным образом, сельские и муниципальные гостиницы, являющиеся собственностью города, и другие средства размещения, которые стали убыточными и не могли успешно функционировать в рыночных условиях. Заметную роль в сокращении спроса сыграли повышение стоимости услуг гостиничного хозяйства, удорожание транспорта.

К концу 90-х годов происходят заметные изменения, которые коренным образом меняют положение гостиничного хозяйства в стране. В РФ начинается формирование гостиничных цепей, прежде всего при поддержке иностранного капитала. Рынок гостиничных услуг ориентируется на западные стандарты. Отличительной особенностью развития гостиничного хозяйства стало внедрение иностранных гостиничных компаний из Австрии, Франции, США, Великобритании и других стран, а также привлечение иностранных инвестиций для реконструкции гостиниц в крупных городах и туристских центрах России. На российский рынок пришли международные гостиничные цепи («Аккор», «Марко Поло», «Кемпински», «Мариотт», Холидей Инн» и др.), которые подняли стандарты обслуживания, ввели гибкую ценовую политику и усилили конкуренцию на рынке гостиничных услуг.

Начинается строительство новых гостиниц на месте старых, не отвечающих требованиям международного туризма. Планируется демонтаж еще нескольких гостиниц в историческом центре города, таких как «Минск», «Киевская», на месте которых будут построены современные гостиничные комплексы. Коренной реконструкции будет подвергнута и знаменитая московская гостиница «Россия».

Функционирование гостиничного хозяйства России на современном этапе выявило наличие благоприятной тенденции постепенного выхода этой отрасли из кризиса, что проявляется в увеличении рентабельности предприятий, повышении загрузки гостиниц, особенно тех, которые расположены в крупных городах, в курортных местах, традиционных туристских центрах. Хотя в целом состояние этого бизнеса остается еще достаточно нестабильным и тяжелым, особенно в российских регионах.

В России объявлено уже несколько проектов создания гостиничных сетей в общенациональном масштабе, однако большинство из них пока далеки от практической реализации.

Более года назад группа «Русское золото» зарегистрировала компанию «Интерсетьотель» для реализации своего проекта строительства сети из 200 отелей в крупнейших деловых и туристических центрах России. Однако до сих пор не было представлено ни одного конкретного проекта строительства нового отеля. С первыми адресами «Русское золото» определится только к лету. По некоторым данным, один из первых отелей сети «Интеротель» будет построен в Петрозаводске.

В феврале проект создания экономичной гостиничной сети анонсировала группа «Менатеп». Компания намерена построить в общей сложности около 40 отелей под маркой Courtyard (группа Marriott). Управление проектом поручено инвестиционному банку «Траст». На первом этапе «Менатеп» планирует построить 2-3 гостиницы на 100-150 номеров каждая, инвестиции в размере $30-40 млн. выделит дочерняя компания группы GM Investment & Со. В дальнейшем для реализации проекта будут привлекаться сторонние инвесторы. Как сообщили «ТБ» в банке «Траст», группе хотелось бы возводить по 3-4 отеля в год, но все зависит от реальной ситуации на рынке. Строительство первых объектов «Менатеп» планирует начать уже в этом году, однако до сих пор конкретные площадки не называются, так как еще не завершен процесс оформления разрешительной документации. Определенность здесь появится также ближе к середине года.

Наконец, в марте о своем намерении создать в течение 15 лет экономичную сеть из 50 отелей объявили компании Delta Capital Management и Rezidor SAS Hospitality.

Партнеры даже называют конкретные сроки реализации первого этапа: в течение трех лет должны появиться около 8 новых гостиниц под маркой Country Inn. Однако конкуренты называют эти планы нереалистичными: если компании рассчитывают на такие темпы развития сети, уже должно было начаться строительство отдельных объектов, пока же даже не названы площадки.

Пожалуй, ближе других к реализации оказался отечественный проект создания гостиничной сети, принадлежащий компании «Корстон», созданной на базе «Комплекса гостиницы «Орленок». Компания планирует построить несколько многопрофильных объектов в регионах России. Единые комплексы будут включать в себя гостиницу категории 3-4 вместимостью 150-300 мест, конференц-центр с самым большим залом больше 1000 кв. м, бизнес-центр с офисами свободной планировки, развлекательный комплекс с казино, бильярдом, боулингом, кинотеатрами, дискотекой, детским парком, ресторанами быстрого питания и торговый комплекс. Общее управление объектами будет осуществлять управляющая компания группы. По отдельным видам деятельности, в том числе гостиничной, планируется привлекать сторонних иностранных операторов как для прямого управления, так и для образования российского оператора на базе «Корстона». Уже ведется строительство двух такт комплексов.

Подведем итоги. Нами было изучено современное положение дел в гостиничном бизнесе, которое свидетельствует о стремлении к развитию и преодолению мешающих препятствий, накопленный нами теоретический базис дает нам возможность выявить ряд существующих проблем и тенденции для развития гостиничного рынка в ближайшей перспективе.