logo
Анализ и прогнозирование конъюнктуры гостиничного бизнеса

1.2 Теоретические основы гостиничного бизнеса

Гостиница - это имущественный комплекс (дом, здание, часть здания, иные постройки) с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания путешественников. Обычно предоставляются и другие услуги (уборка, охрана), в зависимости от класса обслуживания./14/

Первоначально гостиницы возникли как постоялые дворы в населённых пунктах (или на развилках дорог) на пути следования важнейших транспортных маршрутов. Постоялые дворы, в крупных городах, существовали в странах древнего мира. Само слово «гостиница» первоначально означало постоялый двор. Слово «отель» в конечном счёте имеет источником французское hфtel. В средние века так называли обычный городской дом, в котором часто останавливались знатные персоны во время путешествий.

Увеличение числа путешественников в Новое время (развитие торговых отношений, колонизация) способствовало расширению гостиничной индустрии. Современный тип крупных гостиниц сложился в XIX веке, с началом промышленной революции.

Гостиницы делятся на категории - «1,2-3 звезды», «3-4 звезды» , «4-5 звезд», т.е. существует подразделение гостиниц на верхний, средний, низший сегменты. Также стоит сказать о больших различиях между двумя основными типами гостиниц, сложившимися в Москве, условно гостиницами «советского типа» и международного формата./2, с. 19/

Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта -- это комплексный критерий, слагаемыми которого являются: 1. состояние номерного фонда: площадь номеров (м2), доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;

2. состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;

3. наличие и состояние предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.п.;

4. состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;

5. информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.;

6. обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг. Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц./10/

Кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке: образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению.

Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие:

1. европейская, или, как часто ее называют, система "звезд", базирующаяся на Французской национальной системе классификации, в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран;

2. система букв (А, В, С, D), используемая в Греции; система "корон", применяемая в Великобритании;

3. система разрядов (люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый), используемая на территории бывшего СССР./1, с. 18/

В мировом гостиничном бизнесе существуют различные классификации отелей, наиболее популярной является классификация по месторасположению.

Городская гостиница общего типа -- здание гостиницы расположено в центре города, в большинстве случаев это гостиница эконом. класса. Отели данного типа должны иметь хорошие подъездные пути, автостоянки, хорошо организованную зеленую зону. Номера, расположенные в таких гостиницах обычно являются номерами первой категории, не всегда есть ресторан, список, предоставляемых услуг ограничен.

Курортная гостиница -- здание гостиницы расположено недалеко от основных достопримечательностей, близко к центру города, где есть торговые павильоны. Внутренние интерьеры отеля располагают к активному отдыху, большинство помещений приспособлен под веранды, видеоплощадки, музыкальные салоны, гостиные. Ведущее место при оказании услуг отводится организации питания. Курортная гостиница имеет широкий перечень услуг.

Гостиница пансионат -- здание гостиницы в большинстве случаев расположено в тихом, спокойном месте, где нет интенсивного движения транспорта, недалеко от торговой части города. Номерной фонд представлен комнатами первой и второй категории, которые снимают для длительного пребывания. Гости проживают по путевкам.

Туристская гостиница -- здание гостиницы расположено недалеко от трасс, на пути туристических маршрутов. Гостиница рассчитана на большую пропускную способность, по ценам на номера и услуги должна быть доступна населению. В отеле предлагают качественное и быстрое питание, а также узкий перечень услуг.

Гостиница кемпинг -- это гостиница сезонного типа, принимает посетителей в основном летом. Гостиница представляет собой облегченные постройки -- домики, палатки, коттеджи, которые являются очень дешевыми по цене. В расположении гостиницы имеются столовые и отдельный корпус для бытовых услуг, а также кухня.

Кемпинг лагерь -- лагеря самых разных форм и назначений. Расположены в городских парках или на окраине города.

Гостиница мотель -- основным направлением данного типа гостиниц является обслуживание автотуристов. В большинстве случаев такие гостиницы расположены на магистралях в непосредственной близости от СТО, заправочной станции, на перекрестках дорог. Услугами данной гостиницы является предоставление туристам жилья, питания, стоянки автомобиля.

Ботель -- вид гостиниц для туристов, путешествующих по воде. Обычно располагаются вблизи крупных водоемов. Ботель обеспечивает гостей проживанием и питанием.

Флайотель -- гостиница, которая предлагает размещение очень состоятельным клиентам. В мире такие отели распространены в США и Австралии. На территории отеля имеются посадки для самолетов и вертолетов. Клиент может заказать по радиосвязи номер и стоянку.

Хаузтели -- очень дешевая гостиница, предназначенная в основном для молодежи, типа общежития. Коридорная система, общие туалеты и душевые, общие комнаты для отдыха с ТУ, один телефон и одна кухня на этаж, общие столовые или готовят сами. Часто этим типом гостиниц пользуется тип населения с низким достатком. Гостиницы объединены в гостиничные цепи и имеются практически в каждом крупном европейском городе.

Предприятия гостиничного типа различаются:

· по размеру (меньше 100 номеров, от 100 до 300 номеров, свыше 300 номеров);

· по уровню и качеству обслуживания и комфорту (отели класса люкс, первого класса, эконом класса);

· по управлению (независимые, принадлежащие цепям и т.п.).

К коллективным средствам размещения также относятся туристские общежития, меблированные комнаты и другие заведения, которые предоставляют ограниченные услуги (например, проживание, включая уборку номера).

Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначению. Здесь различают следующие гостиницы:

1) целевые гостиницы, которые включают:

· гостиницы делового назначения - гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность (бизнес, коммерция, встречи, совещания, симпозиумы, конференции, конгрессы, обмен опытом, обучение, профессиональные выставки, презентации продукции и т.п.). К этой категории относятся бизнес отели (коммерческие отели), конгресс-отели, конгресс-центры, профессиональные клуб-отели и ведомственные отели;

· гостиницы для отдыха - гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых являются отдых (пассивный, активный, комбинированный) и лечение (профилактическое, восстановительное). К этой категории относятся: курортные гостиницы, пансионаты и дома отдыха (для стационарного пассивного отдыха), туристско-экскурсионные гостиницы (туркомплексы), туристско-спортивные гостиницы (туркомплексы), казино-отели (гостиницы для любителей азартных игр), специализированные (с системой технического обслуживания личных транспортных средств туристов, мобильные, самообслуживания);

2) транзитные гостиницы, осуществляющие обслуживание туристов в условиях кратковременной остановки. Такие гостиничные предприятия располагаются на авиатрассах (гостиницы при аэропортах), на автотрассах (мотели), на железнодорожных трассах (привокзальные), на водных трассах (отели, расположенные вблизи портов);

3) гостиницы для постоянного проживания.

Кемпинг (англ. camping) -- лагерь для автотуристов с оборудованной парковкой, туалетами, местами для палаток или домиками легкого типа. Кемпинг может также включать инфраструктуру сферы обслуживания, например магазины, автомойки, станции технического обслуживания автомобилей.

В русском языке термин приобрел иное значение, чем исходное английское слово, под которым подразумевается вид туризма связанный с проживанием в палатках, домиках на колесах (RV) или специально оборудованных легких домиках, а для обозначения оборудованных мест для кемпинга используют другие термины (англ. campsite, campground).

Гостиницы можно разделить по виду собственности, ассортименту услуг, туристической привлекательности и дополнительной деятельности (отели-казино).

Несмотря на популярность брендов гостиничных сетей, преобладающее количество гостиниц никак не связаны с ними и действуют самостоятельно. Гостиничные бренды либо составляют единую сеть гостиниц, которые целиком принадлежат головной компании (напр., Hilton), либо передаются на основе франчайзинга частным владельцам, которые должны сами следить за соответствием своих гостиниц стандартам бренда (напр., Best Western). Несколько небольших брендов могут объединяться в общую систему для того, чтобы расширить перспективы бронирования и обобщить маркетинг (напр., ассоциация Choice Hotels).

Поскольку в России успех гостиничного бизнеса прямо пропорционален количеству приезжающих в страну туристов (преимущественно в Москву и Санкт-Петербург), говорить о выходе данного сегмента рынка на проектную мощь пока рано. Такой позиции придерживается Дмитрий Парий, специалист в области гостиничного консалтинга. По его мнению, пока в стране цены не соответствуют качеству. Иосиф Орджоникидзе, заместитель мэра города Москвы, же считает одной из главных проблем гостиничного бизнеса отсутствие профессиональных кадров в данной сфере. На наш взгляд, оба суждения абсолютно правильно характеризует нынешнее состояние системы, хотя и не отражают полностью истинную проблематику описываемого нами бизнеса.

Подведем итоги. Нами были изучены основные понятия, связанные с гостиничным бизнесом, включая исторический и функциональный аспекты, выявленные нами позиции относительно гостиничного бизнеса в России помогут нам в следующей главе выявить основные проблемы и тенденции данного вида рынка.