1.1 Основные понятия науки прогнозирование
Прогноз - это поиск реального и экономически оправданного решения. Прогнозирование определяет процессы, которые необходимо учитывать в будущем периоде, и позволяет обосновывать методы активного воздействия на них.
Основными, или базисными, понятиями прогностики являются:
Вариант прогноза - один из прогнозов, составляющих группу возможных прогнозов объекта прогнозирования.
Метод прогнозирования - способ исследования объекта прогнозирования направленный на разработку прогноза.
Методика прогнозирования - совокупность методов и правил разработки прогнозов конкретных объектов.
Объект прогнозирования - процессы, явления и события, на которые направлена деятельность субъекта прогнозирования. В зависимости от:
1. природы объекта различают:
· социальные;
· научно-технические;
· экономические;
· экологические;
2. возможности воздействия на него субъекта прогнозирования:
· управляемые;
· неуправляемые./12/
Потребитель прогноза - организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, использующее результаты прогнозов, а также в ряде случаев формулирующее задание на прогноз. Иногда потребитель может выступать в качестве заказчика.
Приём прогнозирования - одна или несколько математических или логических и других операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза (например: а) вычисление средневзвешенного значения оценок эксперта; б) определение компетентности эксперта; в) сглаживание и выравнивание динамического ряда и т.д.).
Прогнозная модель - модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и/или путях и сроках их осуществления. Прогнозная модель в виде графика называется “граф-моделью объекта прогнозирования” или “граф-моделью”.
Прогнозный фон - совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий (факторов). Существенных для решения задачи прогноза.
Система прогнозирования - система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами прогнозирования.
Средствами реализации являются экспертная группа, организационные мероприятия, технические средства и т.д. Системы прогнозирования могут быть автоматизированными и неавтоматизированными и разрабатываться на различных уровнях управления.
Субъект прогнозирования - организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, разрабатывающее данный прогноз.
Этап прогнозирования - часть процесса разработки прогнозов, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами. Деление на этапы связано со спецификой построения систематизированного описания объекта прогнозирования. Сбором данных прогнозного фона, с построением поисковой и нормативной моделей, верификацией прогноза. Особое место занимает прогнозная ориентация, предшествующая операциям собственного прогнозирования, а также разработка рекомендаций для целеполагания, программирования, планирования, проектирования, т.е. для управления на основе данных, полученных в результате прогнозирования.
Необходимость прогнозирования возникает из-за неопределённости будущего и из-за того, что эффект многих решений, которые принимаются сегодня, в течении определённого времени не ощущается.
Можно привести такой общеизвестный пример. В большинстве стран составляются и публикуются средствами массовой информации прогнозы погоды, к которым проявляют интерес работники сельского хозяйства, путешественники и широкая масса населения. Если бы погода не менялась ежедневно, то такие прогнозы не составлялись бы. Именно изменчивость погоды делает её прогнозы необходимыми.
Первоначально прогнозирование в рамках фирмы возникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению к фирме, так и внутренних).
Позднее фирмы освоили прогнозирование технологического (технологическое прогнозирование), а также социального и поли-тического компонентов (социально-политическое прогнозирование) своей среды.
Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогно-зирования возникли в рамках экологического прогнозирования, од-нако позднее они нашли свое применение также и в технологиче-ском, и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.
Общие методы прогнозирования можно разделить на четыре крупные группы-
· методы экспертных оценок;
· методы экстраполяции трендов;
· методы регрессионного анализа;
· методы экономико-математического моделирования.
Методы экстраполяции трендов и методы регрессионного анализа объединяют в общее понятие “методы анализа временных рядов”.
Методы регрессионного анализа и метод экономико-математи-ческого моделирования вместе составляют понятие “методы анализа причинных связей”.
Подведем итоги. Нами были изучены ключевые понятия, касающиеся темы прогнозирования, они нам пригодятся при составлении прогноза относительно изучаемого нами гостиничного бизнеса.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы прогнозирования и гостиничного бизнеса
- 1.1 Основные понятия науки прогнозирование
- 1.2 Теоретические основы гостиничного бизнеса
- Глава 2. Современный гостиничный бизнес, его проблемы и тенденции развития
- 2.1 Особенности гостиничного бизнеса в России
- 2.2 Проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса в России
- Глава 3. Прогнозирование уровня заполняемости гостиниц
- 3.1 Прогнозирование уровня заполняемости гостиниц методом экстраполяции временного ряда
- 3.2 Прогнозирование заполняемости гостиниц методом наименьших квадратов
- Заключение
- 3. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
- 82.Маркетинговые исследования рекламы в гостиничном бизнесе.
- Методы прогнозирования конъюнктуры рынка.
- 1. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг
- 3.4. Прогнозирование конъюнктуры рынка.
- Глава 3 структура и порядок разработки бизнес-плана гостиничного комплекса
- Тема 1. Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса как объекты управления
- 17.Прогнозирование конъюнктуры