logo
Информационные технологии моделирования бизнес-процессов

Методология моделирования бизнес-процессов

Методология (стандарты) управления качеством

40 - 60-е гг.

появление алгоритмических языков описания

национальные стандарты

60-е гг.

появление методологии SADT (структурного анализа и проектирования)

развитие стандартов в различных областях, в частности в области контроля качества продукции

70 -80-е гг.

появление методологии серии IDEF (IDEF0, IDEF3, IDEF1X), DFD, ERD

принятие МС ИСО серии 9000 версии 1988г.

90-е гг.

появление методологий ARIS (архитектура интегрированных систем). UML (универсальный язык моделирования), методологий компаний Oracle, Baan, Rational и д.р.

принятие МС ИСО серии 9000 версии 1994г. (в стандартах закладываются основы процессного подхода)

2000г.

Принятие МС ИСО серии 9000 версии 2000г., четкое определение процессного подхода к управлению организацией

Рис.2. История развития методологий моделирования бизнес-процессов

В настоящее время для описания, моделирования и анализа бизнес процессов используются несколько типов методологий. К числу наиболее распространенных типов относятся следующие методологии:

ѕ моделирования бизнес-процессов (Business Process Modeling);

ѕ описания потоков работ (Work Flow Modeling);

ѕ описания потоков данных (Data Flow Modeling).

Существуют два этапа моделирования бизнес-процессов: структурный и детальный.

На этапе структурного моделирования в модели должны быть отражены:

1) существующая организационная структура;

2) документы и иные сущности, используемые при исполнении моделируемых бизнес-процессов и необходимые для моделирования документооборота. Сюда же включаются описания их основного смысла;

3) структуру бизнес-процессов, отражающую их иерархию от общих групп к частным бизнес-процессам;

4) диаграммы взаимодействия для конечных бизнес-процессов, отражающие последовательность создания и перемещения документов (данных, материалов, ресурсов и т.п.) между действующими лицами.

Подготовленная модель должна быть согласована с ведущими программистами, подтверждая, что структура бизнес-процессов понятна.

Детальное моделирование бизнес-процессов выполняется в той же модели, оно должно отражать требуемую детализацию и обеспечивать однозначное представление о деятельности организации.

Детальная модель бизнес-процесса должна включать:

1) набор прецедентов, отражающих возможные варианты выполнения бизнес-процессов;

2) диаграммы действий, детально описывающие последовательность выполнения бизнес-процессов;

3) диаграммы взаимодействия, отражающие схемы документооборота.

Модели должны быть согласованы с ведущими специалистами организации, обладающими необходимыми знаниями.

В случае, если после построения моделей согласование не было достигнуто, в модель должны быть внесены необходимые уточнения и коррективы. Процесс итерации (согласование, внесение корректив и уточнений) должен повторяться до момента полного подтверждения, что модель понятна и однозначно представляет детали бизнес-процессов.

В основе моделирования лежит теория подобия, которая утверждает, что абсолютное подобие может иметь место лишь при замене объекта другим точно таким же.

Классификация видов моделирования включает в себя множество различных подходов, которые представлены на рисунке 3.

По степени полноты модели делятся на полные, неполные и приближенные. Полные модели идентичны объекту во времени и пространстве. Для неполного моделирования эта идентичность не сохраняется. В основе приближенного моделирования лежит подобие, при котором некоторые стороны функционирования реального объекта не моделируются совсем.

В зависимости от характера изучаемых процессов в системе виды моделирования подразделяются на детерминированные и стохастические, статические и динамические, дискретные, непрерывные и дискретно-непрерывные.

Детерминированное моделирование отображает процессы, в которых предполагается отсутствие случайных воздействий.

Стохастическое моделирование учитывает вероятностные процессы и события.

Статическое моделирование служит для описания поведения объекта в фиксированный момент времени.

Динамическое моделирование служит для исследования объекта во времени.

Дискретное, непрерывное и дискретно-непрерывное моделирования используются для описания процессов, имеющих изменение во времени. При этом оперируют аналоговыми, цифровыми и аналого-цифровыми моделями.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис 3. Классификация видов моделирования

В зависимости от формы представления объекта моделирование классифицируется как мысленное и реальное. Мысленное моделирование применяется тогда, когда модели не реализуемы в заданном интервале времени, либо отсутствуют условия для их физического создания. При реальном моделировании используется возможность исследования характеристик либо на реальном объекте целиком, либо на его части. Такие исследования проводятся как на объектах, работающих в нормальных режимах, так и при организации специальных режимов для оценки интересующих исследователя характеристик (при других значениях переменных и параметров, в другом масштабе времени и т. д.).

Мысленное моделирование реализуется в виде наглядного, символического и математического моделирования.

Наглядное моделирование осуществляется на базе представлений человека о реальных объектах:

1.1. гипотетический вид моделирования;

1.2. аналоговое моделирование основывается на применении аналогий различных уровней;

1.3. макетирование - построение мысленных макетов применяется, когда протекающие в реальном объекте процессы не поддаются физическому моделированию.

Символическое моделирование представляет собой искусственный процесс создания логического объекта, который замещает реальный и выражает основные свойства его отношений с помощью определенной системы знаков и символов:

языковое моделирование заключается в создании словаря - тезауруса, суть которого заключается в том, что все понятия в нем фиксированы и однозначны и система не будет иметь сбоев из-за того, что у одного слова имеются, например, два толкования;

2.2. если ввести условное обозначение отдельных понятий, т. е. знаки, а также определенные операции между этими знаками, то можно реализовать знаковое моделирование и с помощью знаков отображать набор понятий -- составлять отдельные цепочки из слов и предложений. Математическое моделирование -- это процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью:

3.1. для аналитического моделирования характерно то, что процессы функционирования элементов системы записываются в виде некоторых функциональных соотношений или логических условий;

3.2. при имитационном моделировании реализующий модель алгоритм воспроизводит процесс функционирования системы во времени, причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры. Основным преимуществом имитационного моделирования по сравнению с аналитическим является возможность решения более сложных задач;

3.3. комбинированное (аналитико-имитационное) моделирование позволяет объединить достоинства аналитического и имитационного моделирования;

3.4. информационное моделирование связано с исследованием моделей, в которых отсутствует непосредственное подобие физических процессов, происходящих в моделях, реальным процессам. Таким образом, в основе информационных моделей лежит отражение некоторых информационных процессов управления, что позволяет оценить поведение реального объекта;

3.5. структурно-системное моделирование базируется на некоторых специфических особенностях структур определенного вида, используя их как средство исследования систем;

3.6. ситуационное моделирование основано на модельной теории мышления, в рамках которой можно описать основные механизмы регулирования процессов принятия решений. Эта информация воспринимается человеком на базе уже имеющихся у него знаний и опыта.

Реальное моделирование реализуется в виде натурного и физического моделирования.

1. Натурным моделированием называют проведение исследования на реальном объекте с последующей обработкой результатов эксперимента на основе теории подобия:

1.1. научный эксперимент характеризуется широким использованием средств автоматизации проведения, применением весьма разнообразных средств обработки информации, возможностью вмешательства человека в процесс проведения эксперимента;

1.2. комплексные испытания, когда вследствие повторения испытаний объектов в целом (или больших частей системы) выявляются общие закономерности о характеристиках качества, надежности этих объектов;

1.3. наряду со специально организованными испытаниями возможна реализация натурного моделирования путем обобщения опыта, накопленного в ходе производственного процесса, т. е. можно говорить о производственном эксперименте.

2. Другим видом реального моделирования является физическое моделирование. Оно отличается от натурного моделирования тем, что исследование проводится на установках, которые сохраняют природу явлений и обладают физическим подобием:

физическое моделирование может протекать в реальном масштабе времени;

2.2. физическое моделирование может протекать не в реальном масштабе времени, где изучения подлежат так называемым «замороженным» процессам, фиксируемым в некоторый момент времени.

Таким образом, из предоставленной классификации моделирования бизнес-процессов видно, что математическое моделирование бизнес-процессов является наиболее рациональным и эффективным в использовании.

1.3 Параметры качества бизнес-процессов

Анализ эффективности бизнес-процесса - анализ результатов выполнения бизнес-процесса или параметров, характеризующих выполнение процесса в динамике, и сравнение полученных показателей с затратами (временными, финансовыми, материальными, человеческими), необходимыми для осуществления данного процесса, или целевыми показателями эффективности процесса.

Критерий оценки эффективности бизнес-процесса - качественный или количественный показатель, рассчитываемый по определенной методике и характеризующий результат или динамические параметры функционирования бизнес-процесса.

Существует две группы критериев оценки эффективности бизнес-процессов:

ѕ результативность бизнес-процесса - показатели, характеризующие степень реализации запланированных работ, достижения запланированных результатов;

ѕ эффективность бизнес-процессов - показатели, характеризующие отношение достигнутых результатов к использованным ресурсам.

Важным моментом является то, что кроме полученных моделей в процессе моделирования, необходимо оценивать качество самого процесса моделирования.

Критерии качества моделирования бизнес-процесса Ильин В. В. Моделирование бизнес - процессов.: Практический опыт разработчиков, 2006.:

соответствие методологии (модель должна соответствовать архитектуре, приведенной в методике);

соответствие нотациям инструментальной среды (подразумевает синтаксическую и семантическую корректность);

непротиворечивость (бизнес-модель должна быть согласована с другими объектами: документы, события, работники системы и тд);

ясность и понятность заказчику (ясность должна обеспечивать понятность не только владельцам системы, но и её исполнителям);

полнота или вариативность (бизнес-модель - это содержание не только текущих процессов, но и процессов, которые подразумеваются);

достаточность для формирования требований к системе (бизнес-модель должна иметь в своем составе все необходимые объекты для функционирования разрабатываемой или внедряемой системы).

Методика оценки качества моделей бизнес-процессов позволяет строить возможные варианты выполнения бизнес-процессов с учетом возможностей для их улучшения, а также исключить из рассмотрения варианты с неудовлетворенным качеством при моделировании бизнес-процессов.

В процессе оценки бизнес-процесса рассматриваются такие его аспекты:

ѕ существующая технология реализации бизнес-процесса;

ѕ существующая структура бизнес-системы;

ѕ средства автоматизации, оборудование, механизмы и т.п., обеспечивающие реализацию процесса.

Общий подход к оценке эффективности бизнес-процессов включает оценку:

ѕ качества конечного результата бизнес-процесса;

ѕ качества и содержания промежуточных результатов (по каждой процедуре);

ѕ содержательности действий исполнителей при выполнении процедуры;

ѕ компактности и согласованности схемы бизнес-процесса;

ѕ эффективности управления бизнес-процесса.

В современной литературе выделяют два вида оценки показателей бизнес-процесса:

Первый вид представляет собой набор параметров:

ѕ финансовые (издержки производства продукта бизнес-процесса, капиталовложения в производство и т.п.);

ѕ оценивающие степень удовлетворенности клиентов (количество потребителей продукта, количество продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени и т.д.);

ѕ оценивающие эффективность организации самих бизнес-процессов (количество операций, необходимых для производства продукта, длительность выполнения типовых операций);

ѕ оценивающие степени развития и обучения персонала.

Второй вид показателей оценки бизнес-процессов включает:

ѕ показатели качества продукции и удовлетворенности потребителя;

ѕ показатели длительности (время выполнения процесса, производительность и т.д.);

ѕ показатели стоимости (стоимость отдельных операций, процесса в целом, затраты на единицу продукции, затраты на качество и т.д.).

Чтобы обеспечить качество моделирования бизнес-процесса необходимо независимое рецензирование бизнес-процесса посторонними бизнес-аналитиками, тестирование моделей бизнес-процесса направленное на поиск типичных ошибок (создание информационных объектов не используемых в дальнейшей деятельности, отсутствие или неполнота информационных объектов, дублирование информационных объектов).

Основными показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:

1. количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени;

2. количество потребителей продукции;

3. количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;

4. стоимость издержек производства продукции;

5. длительность выполнения типовых операций;

6. капиталовложения в производство продукции.

Для создания эффективного и качественного бизнес-процесса организации необходимо придерживаться принципов менеджмента качества. Менеджмент качества - критерий возможности создания эффективного процессного управления. Существует восемь принципов менеджмента качества:

1. ориентация на потребителя (организация зависит от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания);

2. лидерство руководителя (руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решении задач организации);

3. вовлечение работников (работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности);

4. процессный подход (желаемый результат достигается эффективней, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом);

5. системный подход к менеджменту (выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют в результативности и эффективности организации при достижении ее целей);

6. постоянное улучшение (постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель);

7. принятие решений, основанных на фактах (эффективные решения основываются на анализе данных и информации);

8. взаимовыгодные отношения с поставщиками (организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности).

Таким образом, были выявлены две группы критериев оценки эффективности бизнес-процесса: результативные и эффективные. И та и другая группа является значимой. Но в то же время ограничиваться только результатом и эффективностью не правильно, необходимо так же оценивать непосредственно качество процесса моделирования.

моделирование бизнес процесс

2. Системы моделирования бизнес - процессов